Телеграм   Вконтакте

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства называют сокращенно, как Субъекты МСП или СМСП.

1. О субъектах МСП

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее, СМСП) установлены льготы, как налогового, так и экономического характера.

Понятия СМСП, Малые предприятия, Средние предприятия, Микропредприятия определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Так, п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ указывает:

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

То есть, чтобы уверенно относить себя к СМСП нужно удостовериться, что вы включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Адрес Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства:

🌎 rmsp.nalog.ru

Если по тем или иным причинам Вашей организации или ИП нет в реестре, то вы можете направить заявку на включение в него:

🌎 rmsp.nalog.ru/appeal-create.html

2. Критерии отнесения к СМСП

Основные критерии отнесения к СМСП определены в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Не все организационно-правовые формы подпадают под возможность отнесения к СМСП. Так, ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определяет:

"К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся ... хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели."

К примеру, в указанном выше списке организационно-правовых форм не указаны учреждения (частные, государственные и муниципальные), автономные некоммерческие организации, унитарные предприятия (государственные и муниципальные). Соответственно, организации таких организационно-правовых форм не могут быть СМСП, даже если они соответствуют иным критениям.

Для отнесения с СМСП законодательство определяет предельные значения среднесписочной численности сотрудников, суммы доходов за год.

Для для хозяйственных обществ (например, ООО, АО), хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств установлены ограничения по доле участия государства или организаций, которые не являются СМСП.

Основные критерии для отнесения к соответствующей категории СМСП указаны в таблице:

Условие Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале Не более 25% Не более 25% Не более 25%
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства Не более 49% Не более 49% Не более 49%
Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год До 15 человек До 100 человек До 250 человек
Доход за предшествующий календарный год (без учета НДС) Не более 120 млн руб. Не более 800 млн руб. Не более 2 млрд. руб.

Обратите внимание, что показатели Доход и Среднесписочная численность работников определяются за предшествующий календарный год. То есть, эти показатели текущего года могут повлиять на статус субъекта МСП следующего года, но не текущего.

Доход определяется за предшествующий календарный год в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах: суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам (п. 3 ч. 1.1. ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Например, если организация применяет общую систему налогообложения (ОСН), то доход определяется по данным налогового учета для налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870).

Подробнее: О применении пониженного тарифа страховых взносов 15% для субъектов МСП, если численность в отдельные месяцы превышала 250 человек?

Подробнее:

Статья 4. "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества.

Предусмотренное выше ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

— на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

— на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах "б" - "д" настоящего пункта;

Прим. До 01.10.2013 было ограничение на участие иностранных граждан в уставном капитате организаций. Но с этой даты вступили в силу изменения в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании"), согласно которым исключены ограничения относительно участия иностранных граждан в уставном капитале организаций.

Уточнение относительно доли иностранных юридических лиц было внесено Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ и применяется с 01.12.2018.

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

— юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

— юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

— юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов;

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

б) б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящей части;

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

Прим.

Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 N 1412 утвердила Предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, а также Правила формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности.

Предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для налогоплательщико, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, установлено 1000 человек.

2.2) для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек.

Соответствующий вид предпринимательской деятельности признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; — Прим. применяется с 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены критерии*:

Микропредприятия - 120 млн. рублей (до 20.07.2015 - 60 млн. рублей);

Малые предприятия - 800 млн. рублей (до 20.07.2015 - 400 млн. рублей);

Средние предприятия - 2 000 млн. рублей (до 20.07.2015 - 1000 млн. рублей).

* До 01.08.2016 применялось Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702, а до 20.07.2015 - Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101) "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

 

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте "г" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.

4.1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица, вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или индивидуальном предпринимателе сохраняются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом условий, установленных пунктами 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, при исключении из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.

5. При обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

 

Приказом Минэкономразвития от 10 марта 2016 года № 113 утверждена Форма заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

 

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) ведет Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕГРСМСП) — реестр, в котором содержатся Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Проверить, является ли организация или ИП малым или средним предприятием можно введя данные такой организации или ИП (ИНН) в реестре субъектов МСП. Адрес реестра субъектов МСП:

rmsp.nalog.ru

Если по тем или иным причинам Вашей организации или ИП нет в реестре, то вы можете направить заявку на включение в него:

rmsp.nalog.ru/appeal-create.html

3. Льготы для СПСП

Налоговые льготы

Пониженный тариф страховых взносов

СМСП вправе применять пониженный тариф страховых взносов 15%, при выплате доходов работникам и иным физическим лицам. В общем случае, тариф страховых взносов составляет 30%.

Подробнее: Льготный тариф страховых взносов для малых и средних предприятий

Региональные налоговые льготы

Региональными законами могут устанавливаться дополнительные льготы по налогам, в части регионального и местного бюджетов.

Пример

В Законе города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ" установлена льгота (ст. 4.1.):

1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей части, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.

Пример

Законом Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО (ч. 7 ст. 5) для субъектов малого и среднего предпринимательства определена льгота по налогу на имущество по движимому имуществу.

Бухгалтерский учет

Субъекты малого предпринимательства вправе применять Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, что существенно облегчает бухгалтерский учет. Например, Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями (п. 2 ПБУ 18/02).

Таким образом, мылае предприятия освобождются от учета временных и постоянных разниц, постоянных и отложенных активов и обязательств в бухгалтерском учете.

Изменение учетной политики в бухгалтерском учете

В случае изменений учетной политики законодательство предписывает отражать эти изменения ретроспективно, то есть за все периоды отчетности указать влияние измененного способа учета на результирующие показатели отчетности (кроме случаев, когда изменение учетной политики связано с требованием законодательства). Такое правило обременительно в плане трудозатрат бухгалтерии. Оно установлено п. 15 "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно (за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету), п. 15.1 (ПБУ 1/2008).

Лимит кассы

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства").

Это означет, что индивидуальные предприниматели и малые предприятия могут хранить остатки наличных денежных средств в кассе в любом количестве.

Иные льготы

Малым и микропредприятиям предоставляются различные формы государственной поддержки (субсидии, льготная аренда и т.д.). Большинство этих льгот предусмотрено региональным законодательством.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек). Это правило установлено ст. 59 Трудового кодекса России. Для применения срочного трудового договора иными работодателями есть определенные ограничения, установленные той же статьей ТК РФ.

На счета и вклады в банках малых предприятий распространяется страхование вкладов государства - ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации". Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Льготные условия взаимоотношений с работниками

Субъекты малого предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели, численность работников которых не превышает 35 человек, могут заключать со своими работниками срочные трудовые договоры. Для организаций и ИП в сфере розничной торговли и бытового обслуживания эта особенность применяется, если численность работников которых не превышает 20 человек (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК).

Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 309.2. ТК).

Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

Для субъектов малого и среднего бизнеса предусматривается замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Правила такой замены определены в ст. 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства ИП, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1. КоАП.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется (ч. 3 ст. 4.1.1. КоАП).

Часть 2 статьи 3.4. КоАП определяет:

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Часть 2 статьи 4.1.1. КоАП определяет:

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП.


Примечание

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Рубрики:

Налоговое планирование

Налогообложение малого бизнеса

Налоговый справочник

Советуем прочитать

Среднее предприятие — организация или индивидуальный предприниматель, со среднесписочной численностью работников до 250 человек и доходами не более 2 млрд. рублей.

Малое предприятие — организация или индивидуальный предприниматель, со среднесписочной численностью работников до 100 человек и доходами не более 800 млн. рублей.

Микропредприятие — организация или индивидуальный предприниматель, со среднесписочной численностью работников до 15 человек и доходами не более 120 млн. рублей.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕГРСМСП) — реестр, в котором содержатся Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

О применении пониженного тарифа страховых взносов 15% для субъектов МСП, если численность в отдельные месяцы превышала 250 человек?

Как внести организацию или ИП в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Льготный тариф страховых взносов для малых и средних предприятий

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета — предоставленные некоторым категориям организаций упрощенные, в сравнении с обычным, способы ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Типовая форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям — предусмотрена ст. 309.2. Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).

Пониженный тариф страховых взносов для субъектов МСП применяется и с выплат в пользу физлиц, работающих по договорам ГПД (Минфин) >

Минфин России разъяснил, что пониженный тариф страховых взносов для субъектов МСП применяется и с выплат в пользу физлиц, работающих по договорам ГПД (Письмо Минфина России от 23.09.2020 N 03-15-06/83334).