Телеграм   Вконтакте

Налоговые проверки ТЦО

Налоговые проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — особый вид налоговых проверок, которыми налоговый орган проверяет уплату налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Регулируются ст. 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Налоговые проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами иногда сокращенно называют как "Налоговые проверки ТЦО" (налоговые проверки по трансфертному ценообразованию).

Комментарий

Налоговый кодекс России устанавливает особые правила налогообложения контролируемых сделок (сделок с взаимозависимыми лицами). Суть их в том, что для целей налогообложения принимается рыночная цена таких сделок, даже если стороны фактически установили иные цены.

НК РФ установил, что контролируемые сделки с взаимозависимыми лицами могут быть проверены налоговиками. При этом процедура такой налоговой проверки существенно отличается от выездной и камеральной проверки. Причем прямо указывается, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

Процедура налоговой проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами регулируется ст. 105.17 НК РФ.

Налоговые проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами не могут проводиться территориальными налоговыми органами, а проводятся специальным подразделением ФНС России - департаментом Трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

Налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, на основании полученных налоговым органом от налогоплательщика документов.

Проверка проводится на основании (п. 1 ст. 105.17 НК РФ):

- уведомления о контролируемых сделках;

- или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ

- или при выявлении контролируемой сделки в результате проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки.

 

Ограничения проверки

Налоговый орган не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. В случае, если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки (группы однородных сделок), в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) за календарный год была осуществлена проверка и по результатам такой проверки было установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) не могут быть осуществлены проверки у налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок) (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

Проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 4 ст. 105.17 НК РФ).

В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, срок проведения проверки может быть продлен дополнительно на срок, не превышающий шесть месяцев, а в случае, если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не смог получить запрашиваемую информацию, срок продления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

 

Ограничение по применение налоговым органом методов трансфертного ценообразования (п. 5 ст. 105.17 НК РФ)

Если налогоплательщик применил методы трансфертного ценообразования (указаны в п. 1 ст. 105.7 НК РФ), или их комбинацию, то налоговый орган применяет метод (комбинацию методов), примененный (примененную) налогоплательщиком.

Применение иного метода (комбинации методов) возможно в том случае, если налоговый орган докажет, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком, исходя из условий совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Налоговый орган не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные разделом V.I НК РФ.

 

Процедура проверки

Начало проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении. О принятии указанного решения налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение трех дней со дня его принятия. (п. 3 ст. 105.17 НК РФ).

В рамках проверки налоговый орган направляет налогоплательщику (в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 НК РФ), требование о представлении документации по контролируемым сделкам (ст. 105.15 НК РФ). Истребуемая документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

Налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок, располагающих документами (информацией), касающимися (касающейся) этих сделок (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).

Акт и решение налоговой проверки

Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченные должностные лица, проводившие проверку, должны составить в установленной форме акт проверки (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Налогоплательщик вправе представить возражения по акту в течение 20 дней со дня его получения (п. 13 ст. 105.14 НК РФ).

Рассмотрение акта, других материалов проверки и письменных возражений по акту, которые представлены налогоплательщиком, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренному статьей 101 НК РФ (п. 14 ст. 105.14 НК РФ).


Рубрики:

Налоговый контроль

Взаимозависимые лица

Трансфертное ценообразование

Налоговые риски

Налоговый справочник

Справочник

Советуем прочитать

Выездная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Взаимозависимые лица

Трансфертное ценообразование