Встречная налоговая проверка (Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках


Встречная налоговая проверка - истребование документов, относящихся к деятельности другого налогоплательщика, проверяемого налоговым органом.

Встречную проверку часто называют сокращенно, как "Встречка".

Комментарий

В законодательстве нет понятия "встречная проверка". Такое понятие существовало до 1 января 2007 г. Так, в абз. 2 ст. 87 НК РФ была определена "встречная проверка", как отдельный вид налогового контроля, проводимый в рамках камеральных и выездных налоговых проверок. Суть встречной проверки в том, что налоговый орган истребовал документы о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагентов и сопоставлял полученные данные с данными налогоплательщика.

С 1 января 2007 г. понятие "встречная проверка" было исключено из Налогового кодекса РФ, но была введена новая статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (п. 69 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Статья 93.1 НК РФ, не использует термин "встречная проверка", по сути предусматривает ту же процедуру, когда налоговый орган вправе истребовать документы о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Поэтому, истребование документов в рамках ст. 93.1 НК РФ часто называют по старому "встречная проверка".

Основные правила проведения встречной проверки:

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1. НК РФ).

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1. НК РФ).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (п. 5 ст. 93.1. НК РФ).

Ответственность

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 93.1. НК РФ).

Подробнее:

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 93.1. НК РФ).

Подробнее:

 

Пример из судебной практики

Суд отметил, что документы и информация могут запрашиваться не только у контрагентов налогоплательщика, но и у иных лиц, которые могут обладать такими документами и информацией.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2017 N Ф05-3827/2017 по делу N А40-150804/2016

08.06.2017

Дополнительно

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика