Телеграм   Вконтакте

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — предусмотренная налоговым кодексом Российской Федерации процедура досудебного обжалования актов налоговых органов.

Комментарий

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров регулируется главами 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Указанная выше норма устанавливает досудебный (обжалование в вышестоящий налоговый орган) и судебный (в суд) порядки обжалования. Досудебный порядок обжалования называют Досудебное урегулирование налоговых споров.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 138 НК РФ). То есть, устаналивается, что налогоплательщик не вправе обжаловать акт налогового органа ненормативного характера сразу в суд, не пройдя досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган. Решение налогового органа по итогам налоговой проверки, к примеру, сначала нужно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. И только если Ваши требования не будут удовлетворены, тогда можно обращаться а арбитражный суд.

Схема досудебного оспаривания результатов налоговой проверки

По результатам налоговой поверки налоговый орган составляет .

При выездной налоговой проверке должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой (п. 1 ст. 100 НК РФ).

При камеральной налоговой проверке должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). В этом случае Акт составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Если налогоплательщик несогласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки он вправе представить в соответствующий налоговый орган Письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

Рассмотрение материалов налоговой проверки должно быть проведено налоговым органом и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ (один месяц со дня получения налогоплательщиком акта налоговой проверки). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. По результатам рссмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган выносит Решение.о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Решение по налоговой проверке).

Решение налогового органа вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу на решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган. Апелляционная жалоба подается через орган, проводивший налоговую проверку в срок, до даты вступления решения в силу. В этом случае, решение вступает в силу после принятия решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение налогового органа вступило в силу (налогоплательщик не подавал апелляционную жалобу), то налогоплательщик вправе подать Жалобу на вступившее в силу решение в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Обычно, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) без участия налогоплательщика (п. 2 ст. 140 НК РФ). Но, в случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) противоречий, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) с участием налогоплательщика. В таком случае руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает налогоплательщика, о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы). (п. 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) может быть обжаловано в суде.

 

Порядок досудебного обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, по результатам налоговых проверок

Наиболее распространены споры по результатам налоговых проверок (выездных и камеральных).

Оспаривание

По окончании налоговой проверки налоговый орган составляет , в котором фиксирует нарушения, допущенные налогоплательщиком, определяет сумму санкций.

В случае проведения выездной налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В случае проведения камеральной налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). В этом случае Акт составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик несогласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки он вправе представить в соответствующий налоговый орган Письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит Решение по налоговой проверке.

 

Рассмотрение материалов налоговой проверки

Рассмотрение материалов налоговой проверки должно быть проведено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ*. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

* Срок, указанный в п. 6 ст. 100 НК РФ - один месяц со дня получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), Дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В этом случае, решение по итогам налоговой проверки выносится после проведения Дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит Решение по налоговой проверке (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Форма по КНД 1165020, утв. Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@);

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Форма по КНД 1165021, утв. Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

 

Приостановление исполнения решения налогового органа

Порядок приостановления решения налогового органа, на время спора, определен в п. 5 ст. 138 НК РФ.

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.

В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.

К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным настоящей статьей и (или) пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, пеней, штрафа.

Налоговый орган уведомляет банк, выдавший банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии не позднее пяти дней со дня исполнения лицом, подавшим жалобу, обязанности по уплате суммы налога, сбора, пеней, штрафа, которое было обеспечено такой банковской гарантией, либо не позднее пяти дней со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, пеней, штрафа, обеспеченная такой банковской гарантией.

 

Порядок обжалования решения по налоговой проверке

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Если налогоплательщик подает апелляционную жалобу на решение налогового органа, то решение по налоговой проверке вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ - со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе:

"1. В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

2. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

3. В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы."

То есть, подача апелляционной жалобы проводит к отсрочке исполнения решения налогового органа до даты принятия решения вышестоящим налоговым органом.

Налогоплательщик вправе оспорить решение по налоговой проверке и после вступления в силу такого решения. Но, в этом случае, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом (п. 5 ст. 138 НК РФ). В то же время, в случае обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган по заявлению лица, подавшего жалобу, исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

 

Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы (Статья 139.1. НК РФ)

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Вышестоящим органом по отношению к территориальному налоговому органу является Управление ФНС РФ по региону. Вышестоящим налоговым органом по отношению к Управлению ФНС РФ по региону является ФНС России.

 

Порядок и сроки подачи жалобы (Статья 139 НК РФ)

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба в ФНС РФ, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Получив жалобу налогоплательщика, налоговая инспекция может сама урегулировать спор, не ожидая решения вышестоящего налогового органа. Если претензии к налогоплательщику будут сняты, то налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех рабочих дней. В этом случае, вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу налогоплательщика без рассмотрения (Пункт 1.1 статьи 139, подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

 

Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы) (Статья 139.2 НК РФ)

1. Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

2. В жалобе указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

3. В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

4. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

5. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

6. Положения настоящей статьи применяются также к апелляционной жалобе.

 

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) (Статья 140 НК РФ)

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу) (п. 2 ст. 140 НК РФ).

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 140 НК РФ):

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.


Рубрики:

Арбитражный процесс

Советуем прочитать

Досудебное урегулирование споров
Способы разрешения споров до обращения в суд.

Выездная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Камеральная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

- документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика.

- документ, составляемый налоговым органом, по окончании налоговой проверки.

Письменные возражения по акту налоговой проверки - письменные возражения, которые вправе представить налогоплательщик по акту выездной или камеральной налоговой проверки.

Рассмотрение материалов налоговой проверки - процедура рассмотрения налоговым органом, проводившим налоговую проверку, акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, представленных проверяемым лицом письменных возражений.

Дополнительные мероприятия налогового контроля - мероприятия налогового контроля, которые проводятся дополнительно, после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Решение по налоговой проверке - документ, который принимает налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Обеспечительные меры налоговых органов - меры, которые вправе применить налоговый орган, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения по налоговой проверке и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Внешние ссылки