Определение налогов налоговым органом расчетным путем


Определение налогов налоговым органом расчетным путем - предусмотренное Налоговым кодексом России (пп. 7 п. 1 ст. 31) право налогового органа определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить налоговиков к осмотру помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Комментарий

На налогоплательщиков возложена обязанность:

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ);

- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если налогоплательщик не ведет налоговый учет или отказывается представить данные налогового учета, то в таких случаях НК РФ предоставляет право налоговому органу рассчитать налоговую базу и налог расчетным путем. Такое право предусмотрено пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ и предоставлено в случаях:

- отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения

- непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов

- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения

- ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги

 

Пример из судебной практики

Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326 по делу N А12-15531/2015.

Организация реализовывала товар через подконтрольные компании и ИП, применяющие УСН и ЕНВД. Налоговый орган, выявив взаимозависимость лиц и согласованность их действий, расчитал налоговую базу по НДС и налогу на прибыль расчетным путем, включив доходы и расходы подконтрольных компаний.

Суд принял решение в пользу налоговиков.

 

Значимое судебное решение

Налоговая инспекция представила расчет налога на прибыль, в котором доходы были определены расчетным методом, а расходы, по данным инспекции, составили 0 рублей. Судебный орган выразил позицию, что такой подход к расчету налоговой базы неправилен. Налоговый орган должен определить и сумму расходов расчетным путем.

В этом деле был сделан еще один важный вывод. Налогоплательщик не представил во время проверки документы, так как на момент проверки, документы были у бывшего генерального директора, который своими мошенническими действиями реализовал недвижимость компании по заниженным ценам. Позже компания восстановила документы, но суды не стали их рассматривать. Президиума ВАС РФ отметил:

"В случаях, когда в силу объективных причин налогоплательщик лишен возможности своевременно представить соответствующие документы в налоговый орган и обосновывает такое право, представляя их в суд, вопрос о законности доначисления налога должен решаться судом исходя из всех доказательств, представленных сторонами и приобщенных в материалы дела".

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 N 1621/11 по делу N А55-5418/2010

Значимое судебное решение

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Применяя названную норму, судам необходимо учитывать, что при определении налоговым органом на ее основании сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.

При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.

Изложенным подходом необходимо руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими.
В случае отсутствия или признания ненадлежащими документов по отдельным совершенным налогоплательщиком операциям доходы (расходы) по этим операциям определяются налоговым органом по правилам указанного подпункта с учетом данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика.

При толковании положений абзаца четвертого пункта 1 статьи 221 НК РФ судам необходимо исходить из того, что предоставление индивидуальному предпринимателю - плательщику налога на доходы физических лиц права при отсутствии подтверждающих документов применить профессиональный налоговый вычет в определенном этой нормой размере не лишает его возможности вместо реализации названного права доказывать фактический размер соответствующих расходов применительно к правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса.

Следует принимать во внимание, что на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщику не могут быть предоставлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, поскольку положениями пункта 1 статьи 169 и пункта 1 статьи 172 Кодекса установлены специальные правила приобретения налогоплательщиком права на указанные вычеты.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 8)

 

Определение из нормативных актов

Налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ)

12.08.2017

Дополнительно

Организации

Юридическое лицо

Организационно-правовая форма

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика