Контролируемые сделки


Контролируемые сделки - сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Понятие "Контролируемые сделки" используется в налоговом кодексе России, относительно налогового контроля трансфертных цен - то есть сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование).  Если сделки налогоплательщика контролируемые, то к ним могут быть применены особые правила налогового контроля цен сделок - суть которых в том, что налоги будут исчислены исходя из рыночной цены сделок (а не исходя из фактических цен).

Термин "Контролируемые сделки" на английском языке - Controlled transaction.

Комментарий

Налоговый кодекс России устанавливает особые правила налогообложения контролируемых сделок. Суть их в том, что для целей налогообложения принимается рыночная цена таких сделок, даже если стороны фактически установили иные цены. По контролируемым сделкам для определения налоговой базы применяются Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки). Эти методы позволяют определить налоговую базу исходя из рыночной стоимости сделки.

 К контролируемым сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами, в случае их соответствия критериям, установленным НК РФ (указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Механизм контроля цен сделок между взаимозависимыми лицами направлен на то, чтобы группы компаний не манипулировали ценами в целях вывода налоговой базы из России в оффшорные страны или на льготные предприятия. Такой механизм используется во многих странах мира (см. трансфертное ценообразование).

Так, трансфертные цены (т.е. внутренние цены) часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью Трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Пример

Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) 100 рублей, а рыночная стоимость на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом. Если же продавец, продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.

Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов и введены особые правила налогообложения контролируемых сделок. На нашем примере, применение специальных правил регулирования трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.

 

Контролируемые сделки совершает относительно небольшое количество налогоплательщиков. Под контролируемые сделки подпадают:

- Любые сделки с взаимозависимыми иностранными лицами (юридическими или физическими). Такие сделки контролируемые вне зависимости от суммы.

- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей)

- сделки с лицами из оффшорных государств (если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей)

Сделки между российскими взаимозависимыми налогоплательщиками признаются контролируемыми только при превышении установленного стоимостного порога. В общем случае этот порог достаточно высокий:

После 2013 года – 1 млрд. рублей (2012 год - 3 млрд. рублей; 2013 год - 2 млрд. рублей)

Более низкие пороги установлены для некоторых особых случаев:

- Сделки с добытым полезным ископаемым, если одна из сторон сделки  является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов)

- Сделки с налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности) (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов)

- Сделки с организацией, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов). В эту категорию подпадают сделки с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН).

- Сделки с резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации) (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов).

 

Сделки между российскими налогоплательщиками не признаются контролируемыми, если эти налогоплательщики удовлетворяют одновременно следующим требованиям (пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

- указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

- указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

- указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

- указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-5 п. 2 статьи 105.14 НК РФ:

Следует также отметить, что по безвозмездным сделкам, НК РФ устанавливает требование определять налоговую базу от рыночных цен, со ссылкой на ст. 105.3. Это означает, что налоговые органы могут провести проверку правильности определения налоговой базы по безвозмездным сделкам по правилам, установленным для контролируемых сделок.  

 

Суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ). Это правило установлено, чтобы дать возможность налоговым органам бороться со злоупотреблением правом налогоплательщиком, путем применения схем. На мой взгляд, таким случаем может быть применение схемы, когда налогоплательшик дробит сделку между несколькими компаниями группы, с тем, чтобы сумма сделка между налогоплательщиком и другим взаимозависимым лицом не превысила установленный порог для признания сделок контролируемыми (дробление сделок).

Пример

Завод производит товар и реализует его через торговый дом. Когда сумма сделок за год приблизилась к установленному порогу для признания сделок контролируемыми (предположим, 1 млрд. рублей), было решено между Заводом и Торговым домом в сделки включить две новые компании группы. Завод продавал товар Компаниям 1 и 2, а те, в свою очередь, реализовывали товар Торговому дому. В итоге сумма сделки дробилась на 0,5 млрд рублей и 0,5 млрд рублей, что лишало налоговый орган возможности контролировать цены сделок.

На мой взгляд, в этой ситуации налоговый орган имеет неплохие шансы добиться через суд признания таких сделок контролируемыми.

 

Контролируемые сделки в деталях

Контролируемые сделки регулируются разделом V.1. первой части НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ».

По общему правилу,  контролируемыми сделками признаются сделки:

- между взаимозависимыми лицами;

- сделки, приравненные к таким сделкам (статья 105.14 Налогового кодекса России). Список приравненных к взаимозависимым сделок указан в пункте 1 статьи 105.14 Налогового кодекса России.

Особенности признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми указан в пунктах 2 - 11 той же статьи 105.14 Налогового кодекса России.

Так, статья 105.14. Налогового кодекса, которая так и называется «Контролируемые сделки», определяет:

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

Минфин России в своем письме от 29.06.2012 N 03-01-18/5-83 указывает, что ограничения к величине суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми не предусмотрены.

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

К товарам мировой биржевой торговли относятся (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 утвержден Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствии с п. 6 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

 

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н. (см. Черный список офшорных зон Минфина)

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

 

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Этот пункт (пункт 2 ст. 105.14 НК РФ) регулирует сделки между российскими налогоплательщиками. Особенность их в том, что такие сделки признаются контролируемыми только если сумма совокупности сделок за год достигла определенного порога.

 

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

В 2012 и 2013 годах сумма установленного порога выше:

за 2012 год - 3 млрд. рублей;

за 2013 год - 2 млрд. рублей (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

 

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены статьей 342 Налогового кодекса России. Указанное выше правило распространяется только на полезные ископаемые, по которым ставка установлена в процентах (ставка еще может устанавливаться в рублях на единицу добытого полезного ископаемого).

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

Это правило распространено только на ЕНВД и ЕСХН, что касается иных специальных налоговых режимов, то для них предусмотрено правило пп. 4 п. 2 ст. 105.14 (указано ниже).

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса*, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;

* Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

К налогоплательщикам, которые освобождены от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций относятся, в том числе, - лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 20.05.2013 N 03-01-18/17735), патентную систему налогообложения.

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны.

Особые экономические зоны создаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Свободная экономическая зона создана в Крыму (Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя).

Применяется с 1 января 2014 года (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Приведено в редакции, применяемой с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ (добавлено про Свободные экономические зоны).

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

- одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2* настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2* настоящего Кодекса;

- любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2* настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2* настоящего Кодекса;

* пункт 1 статьи 275.2 НК РФ применяется:

- организациями, владеющими лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья;

- операторами нового морского месторождения углеводородного сырья.

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 настоящего Кодекса.

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

 

4. Не признаются контролируемыми следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

- указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

- указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

- указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

- указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (см. выше).

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;

(Введено Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

(Введено Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

Введено Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

С 01.01.2017 (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ):

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

 

Самостоятельная корректировка цен

НК РФ предоставляет право налогоплательщику самостоятельно применить рыночную цену к контролируемой сделки, если фактическая цена сделки отличается от рыночной цены. Такое право предусмотрено п. 3 ст. 105.3 НК РФ:

"Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене".

Практическое значение такой возможности в том, что в этом случае к налогоплательщику не будут применяться меры ответствености и пени.

 

Правила такой самостоятельной корректировки цен изложены в п. 6 и 7 ст. 105.3 НК РФ:

Корректировка производится по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Срок корректировки установлен:

Для организаций - в срок, установленный для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Для физических лиц - в срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

По НДС и НДПИ помимо корректировки в указанные сроки, нужно представить уточненные налоговые декларации по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен (представляются одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц)).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Пример

В 1 квартале года совершена сделка с взаимозависимым лицом на нерыночных условиях, что привело к занижению налога на прибыль и НДС. Чтобы избежать ответственности принято решение самостоятельно скорректировать цены.

Налогоплательщик вправе в 1-ом квартале исчислить налоговые обязательства исходя из фактических цен.

По окончании года, в срок представления декларации по налогу на прибыль (до 28 марта следующего года) представить декларацию по налогу, в которой отразить доходы исходя из рыночных цен сделки. А также представить уточненную налоговую декларацию по НДС за 1-й квартал года.

Налогоплательщик должен уплатить налоги в в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (до 28 марта следующего года). В этом случае ответственность и пени не применяются.

 

Уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщики совершавшие контролируемые сделки обязаны вести дополнительную документацию и учет таких сделок. Так, статья 105.16 Налогового кодекса России предусматривает обязанность уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках. Сведения о контролируемых сделках указываются в Уведомлении о контролируемых сделках и направляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):

1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);

фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ утверждены:

Уведомление о контролируемых сделках (Приложение 1)

Формат уведомления о контролируемых сделках (Приложение 2)

Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (Приложение 3)

Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (Приложение 4)

До 1 января 2014 года предоставление в налоговые органы Уведомлений о контролируемых сделках было обязательно, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2012 году - 100 млн. рублей;

в 2013 году - 80 млн. рублей (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Установлена ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ):

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Подготовка и представление документации в целях налогового контроля (ст. 105.15)

Налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика документацию о контролируемых сделках. Такая документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (ст. 105.15 Налогового кодекса России).

По опыту передовых компаний, такую документацию следует готовить не по получении запроса, а по итогам года, примерно в сроки подготовки годового отчета. При таком подходе документация готовится своевременно и на момент, когда можно получить необходимую информацию. В некоторых странах подготовка отчетности в такие сроки обязательна (Евросоюз, США). В России такой обязанности нет, но это рекомендация практиков.

В письме ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/14433@ "О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля" изложены рекомендации налогоплательщикам о представлении документации по контролируемым сделкам. В этом документе приведены:

- Рекомендуемое содержание документации, представляемой в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 Кодекса (Приложение 1)

- Рекомендуемые этапы подготовки документации относительно контролируемой сделки (группы однородных сделок) (Приложение 2).

Срок представления документов - 30 дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган представляет требование о предоставлении документов в порядке, предусмотренном для истребования документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ).

Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;

2) в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, следующие сведения об использованных методах (см. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) ):

обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

указание на используемые источники информации;

расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);

произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (в случае их осуществления).

Налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

До 1 января 2014 года представление документации о контролируемых сделках обязательно в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2012 году - 100 млн. рублей;

в 2013 году - 80 млн. рублей (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Представление документации не обязательно в следующих случаях:

1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с п. 8 ст. 105.3 НК РФ либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со ст. 105.4 НК РФ;

2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;

3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 НК РФ);

4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.7 НК РФ заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

В то же время, в этих случаях налогоплательщик вправе представить указанную документацию в добровольном порядке.

Отмечается, что детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

 

Установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3 НК РФ):

Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

В то же время, налогоплательщик освобождается от ответственности при условии представления им в налоговый орган, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

В переходный период, ответственность по ст. 129.3 НК РФ применяется следующим образом (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ):

- при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 - 2013 годов налоговая санкция не применяется;

- при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014 - 2016 годов налоговая санкция, применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Налоговая проверка контролируемых сделок

Налоговая проверка контролируемых сделок проводится в особом порядке и регулируется статьей 105.17 НК РФ «Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

 Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа.

Следует отметить, что взыскание налога производится в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки налоговым органом, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (т.е. сумма налога по контролируемым сделкам не может быть взаскана во внесудебном порядке).

 

Историческая справка

С 1 января 2012 года к контролируемым сделкам применяются правила Раздела V.1.  НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (ст. 105.1 – 105.25 НК РФ). Этот раздел введен федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

С 1 января 1999 года по 31 декабря 2011 года к налоговому контролю цен сделок применялись положения статей 20 и 40 НК РФ.

28.12.2016

Видео

Контролируемые сделки

Дополнительно

Уведомление о контролируемых сделках

Документация в целях налогового контроля

Трансфертное ценообразование

Сопоставляемые сделки - сделки, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, которые применяются для определения рыночной цены

Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки)

Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries)

Внешние ссылки

OECD Guidelines for Multinational Enterprises (2008) на oecd.org

Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России на nalog.ru

UN Transfer Pricing Manual for Developing Countries (Draft for consideration by the UN Tax Committee) - un.org

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика