Телеграм   Вконтакте

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки — сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, при наличии условий, указанных в п. 1 ст. 105.14, п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Понятие "контролируемые сделки" используется относительно налогового контроля трансфертных цен — то есть сделок между взаимозависимыми лицами (см. трансфертное ценообразование). Если сделки налогоплательщика контролируемые, то к ним применяются особые правила налогового контроля, суть которых в том, что налоги будут исчислены исходя из рыночных цен сделок (а не исходя из фактических цен), если примененые цены отличаются от рыночных.

Термин "Контролируемые сделки" на английском языке — Controlled transaction.

Комментарий

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) устанавливает особые правила налогообложения контролируемых сделок. Суть их в том, что для целей налогообложения принимается рыночная цена таких сделок, даже если стороны фактически установили иные цены. По контролируемым сделкам для определения налоговой базы применяются специальные методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки). Эти методы позволяют определить налоговую базу исходя из рыночной стоимости сделки.

К контролируемым сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами, в случае их соответствия критериям, установленным НК РФ (указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Механизм контроля цен сделок между взаимозависимыми лицами направлен на то, чтобы группы компаний не манипулировали ценами в целях вывода налоговой базы из России в оффшорные страны или на льготные предприятия. Такой механизм контроля используется во многих странах мира (см. трансфертное ценообразование).

Так, трансфертные цены (т.е. цены между взаимозависимыми лицами) часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Пример

Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) 100 рублей, а рыночная стоимость на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом.

Если же продавец, продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.

Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов и введены особые правила налогообложения контролируемых сделок. На вышеуказанном примере, применение специальных правил регулирования трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.

Контролируемые сделки совершает относительно небольшое количество налогоплательщиков.

1. Какие сделки признаются контролируемыми?

Контролируемые сделки регулируются статьей 105.14 НК РФ. Выделяют две категории контролируемых сделок:

— Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

— Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

1.1. Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

Сделки между российскими взаимозависимыми лицами

В общем случае, сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируемыми не признаются.

Но, если хотя бы одно из взаимозависимых лиц применяет льготы по налогу на прибыль организаций или по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые перечислены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, то сделки между такими лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Пример

ООО "Завод" и ООО "Торговый дом" взаимозависимые российские организации, применяющие общую систему налогообложения и не применяющие льготы, указанные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Сделки между такими организациями контролируемыми не признаются, вне зависимости от суммы сделок между ними.


Пример

ООО "Завод" и ООО "Торговый дом" взаимозависимые российские организации. ООО "Завод" применяет инвестиционный налоговый вычет для налога на прибыль (ст. 286.1. НК РФ).

Все сделки между такими организациями будут контролируемые, если сумма сделок между ними за календарный год превысит 1 млрд. рублей.

Если сумма сумма сделок между ООО "Завод" и ООО "Торговый дом" за календарный год не превысит 1 млрд. рублей, то все сделки между ними не признаются контролируемыми.

Обратите внимание, что для сделок между российскими взаимозависимыми лицами, чтобы сделка была контролируемой, должно быть выполнено оба условия одновременно:

— имеются условия для признания сделки контролируемой (перечислены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

— сумма доходов по сделкам между этими взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 миллиард рублей.

Если хотя бы одно условие не выполнено, то сделка между российскими взаимозависимыми лицами не считается контролируемой.

Условия, при которых сделки между российскими лицами признаются контролируемыми, подробно рассмотрены в пункте 3 этой статьи.

Сделки с иностранным взаимозависимым лицом

Сделки с иностранным взаимозависимым лицом признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 120 миллионов рублей (с 2022 г., Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ, п. 1 ст. 105.14, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). До 2022 г. суммовой порог составлял 60 миллионов рублей.

Пример

"Финанс" ЛТД (Республика Кипр) и ООО "Дочернее общество" взаимозависимые организации.

Все сделки между такими организациями будут контролируемые, если сумма сделок между ними за календарный год превысит 120 млн. рублей.

Если сумма сумма сделок между ними за календарный год не превысит 120 млн. рублей, то все сделки между ними не признаются контролируемыми.

1.2. Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

НК РФ предусматривает три группы ситуаций, когда сделки между назависимыми лицами приравниваются к сделкам с взаимозависимыми лицами (и могут быть контролируемыми).

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 120 миллионов рублей (с 2022 г., Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). До 2022 г. суммовой порог составлял 60 миллионов рублей.

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1) Сделки с участием технических посредников (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

Пример

ООО "Завод" и ООО "Торговый дом" взаимозависимые российские организации.

ООО "Завод" реализовало товар ООО "Посредник", который имеет признаки технического посредника. ООО "Посредник" реализовало товар ООО "Торговый дом".

Вышеуказанная совокупность сделок будет считаться контролируемыми сделками, если сумма сделок за календарный год превысил 120 млн. рублей.

2) сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп (пп. 2 п. 1 ст. 105.14, п. 5 ст. 105.14 НК РФ:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Пример

ООО "Завод" продало по экспортному контракту нефть иностранной компании "Байер" ЛТД на сумму 200 млн. рублей за календарный год. ООО "Завод" и "Байер" ЛТД не являются взаимозависимыми лицами.

Вышеуказанная сделка по поставке нефти является контролируемой сделкой.


Товары мировой биржевой торговли (товары, внешнеэкономические сделки с которыми признаются контролируемыми) →

3) Сделки с налогоплательщиками из офшорных государств (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ. Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в вышеуказанный перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Пример

ООО "Завод" заказало консультационные услуги у иностранной компании "Консультант" ЛТД (Белиз) на сумму 200 млн. рублей за календарный год. ООО "Завод" и ""Консультант" ЛТД не являются взаимозависимыми лицами.

Вышеуказанная сделка является контролируемой сделкой.


Черный список офшорных зон Минфина →

2. Налоговые последствия контролируемых сделок

1) Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (ст. 105.16 НК РФ).

Установлена ответственность за "Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках" (статья 129.4. НК РФ).

Пример

В календарном году налогоплательщик совершил 5 контролируемых сделок.

Налогоплательщик обязан не позднее 20 мая следующего года представить в налоговый орган Уведомление о контролируемых сделках, в котором описать сведения о всех 5-ти совершенных сделках.

2) Налоговый орган вправе провести налоговую проверку в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — особый вид налоговых проверок, которыми налоговый орган проверяет уплату налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Такая проверка проводится по особым правилам, направлена на определение рыночной цены по контролируемым сделкам и регулируется ст. 105.17 НК РФ.

В рамках проводимой налоговой проверки налогоплательщик должен представить в налоговый орган документацию в целях налогового контроля по проверяемым налоговым органам сделкам. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля регулируется статьей 105.15 НК РФ.

Налоговый орган вправе затребовать документацию в целях налогового контроля не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Такая документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

3) Если в результате налоговой проверки выяснится, что налогоплательщик применил цены, по контролируемым сделкам, отличающиеся от рыночных цен, то налоговый орган может определить налоговые обязательства исходя из рыночных цен (ст. 105.3. НК РФ).

Пример

Налогоплательщик реализовал товар взаимозависимому лицу на сумму 100 млн. рублей. Налоговый орган установил, что рыночная цена на такой товар 200 млн. рублей.

Налоговый орган доначислит налоги, исходя из доходов в 200 млн. рублей.

3. Условия, при которых сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми

Как было отмечено выше, в общем случае, сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируемыми не признаются.

Но, если хотя бы одно из взаимозависимых лиц применяет льготы по налогу на прибыль организаций или по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые перечислены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, то сделки между такими лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Пункт 2 статьи 105.14 НК РФ

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем Кодексе - исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса. Положения настоящего подпункта не применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора;

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

4. Сделки, которые не признаются контролируемыми

Сделки, которые не признаются контролируемыми, ни при каких обстоятельствах, указаны в пункте 4 статьи 105.14 НК РФ:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 - 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр - до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

9) сделки, одной из сторон которых является организация, удовлетворяющая одновременно следующим требованиям:

— местом регистрации либо местом налогового резидентства указанной организации является иностранное государство (территория), с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с указом Президента Российской Федерации о приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения;

— указанная организация в соответствии со своим личным законом является экспортно-кредитным агентством и (или) банком;

— указанная организация и иные участники таких сделок не признаются в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами;

— отсутствуют обстоятельства для признания таких сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи;

10) сделки, в результате которых у налогоплательщика возникли долговые обязательства, указанные в подпункте 8 пункта 2 статьи 310 настоящего Кодекса;

11) сделки, одной из сторон которых является организация, местом регистрации либо местом налогового резидентства которой является иностранное государство (территория), с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с указом Президента Российской Федерации о приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения, при условии, что договоры (соглашения), на основании которых совершены указанные сделки, заключены до 1 марта 2022 года, порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в указанных сделках, не изменялся после 1 марта 2022 года и указанные сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 1 марта 2022 года условиям признания сделок контролируемыми сделками в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи.

5. Статья 105.14. "Контролируемые сделки" (НК РФ)

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;

3) сделки, одной из сторон которых является физическое лицо, организация или иностранная структура без образования юридического лица, если местом жительства, либо местом регистрации, либо местом налогового резидентства соответствующего лица, иностранной структуры без образования юридического лица или одного из участников (пайщиков, доверителей, иных лиц) либо иных бенефициаров, в интересах которых иностранная структура без образования юридического лица осуществляет свою деятельность, является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем Кодексе - исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса. Положения настоящего подпункта не применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора;

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

3. Сделки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 - 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр - до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

9) сделки, одной из сторон которых является организация, удовлетворяющая одновременно следующим требованиям:

— местом регистрации либо местом налогового резидентства указанной организации является иностранное государство (территория), с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с указом Президента Российской Федерации о приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения;

— указанная организация в соответствии со своим личным законом является экспортно-кредитным агентством и (или) банком;

— указанная организация и иные участники таких сделок не признаются в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами;

— отсутствуют обстоятельства для признания таких сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи;

10) сделки, в результате которых у налогоплательщика возникли долговые обязательства, указанные в подпункте 8 пункта 2 статьи 310 настоящего Кодекса;

11) сделки, одной из сторон которых является организация, местом регистрации либо местом налогового резидентства которой является иностранное государство (территория), с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с указом Президента Российской Федерации о приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения, при условии, что договоры (соглашения), на основании которых совершены указанные сделки, заключены до 1 марта 2022 года, порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в указанных сделках, не изменялся после 1 марта 2022 года и указанные сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 1 марта 2022 года условиям признания сделок контролируемыми сделками в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи.

5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

8. В целях настоящего Кодекса понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса. В случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.

В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей настоящей статьи доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, учитываются в соответствии с порядком, установленным главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.

10. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.


Рубрики:

Трансфертное ценообразование

Взаимозависимые лица

Налоговые риски

Налоговый справочник

Советуем прочитать

Безопасный интервал рыночных процентных ставок по контролируемым займам
Установленный, для целей налогообложения процентов по займам, безопасный интервал, в пределах которого проценты по займу считаются рыночными.
Взаимозависимые лица
Лица особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия, результаты сделок (между ними). Термин "взаимозависимые лица" используется для целей налогообложения. Налоговый кодекс устанавливает особые правила налогообложения и контроля сделок между взаимозависимыми лицами.
Трансфертное ценообразование
1) установление цены по сделкам внутри группы взаимозависимых лиц; 2) специальные правила налогообложения таких сделок.

Взаимозависимые лица: 5 главных опасностей, о которых должен знать каждый руководитель (статья)

Уведомление о контролируемых сделках

Документация в целях налогового контроля

Сопоставляемые сделки — сделки, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, которые применяются для определения рыночной цены анализируемой сделки

Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки)

Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries)

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.)

ФНС будет учитывать влияние санкций на рыночные цены для контролируемых сделок >

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) указала, что при определении рыночных цен для целей налогообложения по контролируемым сделкам будет учитывать влияние санкций (Письмо ФНС России от 05.03.2022 N ШЮ-4-13/2724@ «Об обеспечении корректного применения положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации и минимизации негативного влияния недружественных действий иностранных государств и международных организаций на экономику Российской Федерации»).

До 120 млн. рублей поднят суммовой порог по контролируемым сделкам с иностранными лицами и по сделкам, приравненным к сделкам с взаимозависимыми лицами (с 2022 г.) >

С 2022 г. до 120 млн. рублей поднят суммовой порог по контролируемым сделкам с иностранными лицами и по сделкам, приравненным к сделкам с взаимозависимыми лицами.

Внешние ссылки

OECD Guidelines for Multinational Enterprises (2008) на oecd.org

Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России на nalog.ru

UN Transfer Pricing Manual for Developing Countries (Draft for consideration by the UN Tax Committee) - un.org