Фирма-однодневка


Фирма-однодневка - организация, которая сама не платит положенные налоги и при этом предоставляет возможность получения вычетов, расходов своим клиентам. Фирма-однодневка используется для применения незаконных схем минимизации.

Фирмы-однодневки иногда называют как "Помойка".

Термин "Фирма-однодневка" на английском языке – short-lived company (компания с коротким сроком жизни). 

Определение из официальных документов

Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 "О рассмотрении обращения"

Под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Письмо ФНС РФ от 24 июля 2015 г. N ЕД-4-2/13005@

Под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Комментарий

Фирма-однодневка – организация, которая используется для применения незаконных схем снижения налогового бремени. Фирма-однодневка – это организация, которая обладает внешними признаками «нормальной» компании – включена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), стоит на учете в налоговом органе и имеет ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика).

В то же время, фирма-однодневка не платит налогов, как правило, путем представления сфальсифицированной отчетности.  

Применение фирм-однодневок является одним из примеров получения необоснованной налоговой выгоды.

Пример

Компания заключила договор с фирмой-однодневкой на сумму 1 180 тыс. рублей (в том числе НДС), по которому фирма-однодневка оказывает компании услуги.

Компания принимает на расходы сумму в 1 млн. рублей, а также принимает к вычету НДС в сумме 180 тыс. рублей.

Полученные фирмой-однодневкой деньги, последняя возвращает компании за вычетом комиссионного вознаграждения.

За счет такой незаконной схемы компания получает выгоду на налогах в сумме 380 тыс. рублей:

180 тыс. рублей НДС к вычету;

200 тыс. рублей экономия по налогу на прибыль (20% от 1 млн. рублей).

 

Фирмы-однодневки называются таковыми потому, что как правило, их используют в течение короткого срока и закрывают или бросают. Нередко такие компании регистрируются на утерянные паспорта, паспорта умерших лиц или на лиц, которых просто обманули (это могут быть БОМЖи, наркоманы, алкоголики и т.д.). Фирмы-однодневки встречаются не только в нашей стране. Так, в английском языке устоялся термин для обозначения таких компаний – short-lived company (компания с коротким сроком жизни). 

Незаконная выгода по налогам, от применения фирм-однодневок очень велика. Как результат, государство не получает значительные средства в бюджет. Кроме того, те компании, которые применяют фирмы-однодневки оказываются в более выгодном положении в сравнении с  их конкурентами, честными налогоплательщиками - за счет незаконной экономии по налогам их себестоимость значительно ниже. Поэтому государство активно борется с фирмами однодневками. Так, применяется налоговая ответственность за контрагента, введены соответствующие статьи в уголовный кодекс России (ст. 173.1. УК РФ "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица", ст. 173.2. "Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица").

 

Правила разрешения налоговых споров с применением фирм однодневок изложены в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды":

"10. Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей".

 

Как проверить контрагента?

В связи с тем, что налогоплательщик может нести налоговую ответственность за контрагента встает вопрос о том, как проверить своего контрагента, чтобы исключить в будущем претензии налоговых органов. Не редки случаи, когда покупателям и заказчикам поставщики специально подставляют для заключения договора фирмы-однодневки, чтобы минимизировать свои налоговые обязательства.

ФНС РФ на своем сайте открыло бесплатный электронный сервис, по которому можно проверить, зарегистрирован ли в должном порядке Ваш контрагент - egrul.nalog.ru.

Минфин РФ в своем письме от 5 мая 2012 г. N 03-02-07/1-113 рекомендует исследовать среди прочих следующие признаки - отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на выполнение работ.

Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 рекомендует обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

То же письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 рекомендует применять критерий 12, утвержденный Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, который содержит перечень признаков и иных дополнительных обстоятельств, при наличии которых налоговые органы делают вывод о высокой степени налогового риска у налогоплательщика:

 "12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков".

Ответственность руководителя за заключение договора с фирмой-однодневкой

Заключение руководителем компании договора с фирмой-однодневкой может быть доказательством его недобросовестности и, соответственно, влечь его ответственность перед компанией. Так, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" указывает, что недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор: 5) знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом ("фирмой-однодневкой" и т.п.).

Обязанность руководителя возместить убытки предусмотрена п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса России:

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

 

Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает ответственность за Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1. УК РФ), а также за "Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица" (ст. 173.2. УК РФ).

 

Нормативные акты по теме

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"

Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 "О рассмотрении обращения"

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)

13.07.2017

Дополнительно

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица - преступление, предусмотренное статьей 173.1. уголовного кодекса Российской Федерации.

ФНС разъяснила, что должны доказывать налоговики в спорах по контрагентам-однодневкам

Налоговики считают контрагента однодневкой: комментарий к Определению ВС РФ № 305-КГ16-10399 от 24.11.2016

- понятие, которое используется в налоговых спорах с участием фирм-однодневок. Если налогоплательщик доказал, что он приобрел реальные (работы, услуги) от поставщика - фирмы-однодневки, то налоговый орган не вправе исключить всю сумму расходов по сделке с таким поставщиком. В этом случае, должна быть учтена сумма рыночных расходов (как бы приобретенных от анонимного поставщика)

Схема оптимизации налогообложения (Черная, Серая, Белая) - схема деятельности налогоплательщика, позволяющая уменьшить налоги. Белая схема - законная, Черная схема - незаконная, Серая схема - на грани.

Как проверить контрагента?

Как проверить, зарегистрирован ли контрагент в налоговом органе?

Деловая цель

Приоритет существа над формой

Налоговая ответственность за контрагента

Недобросовестный налогоплательщик

Обналичка (Обнал, Обналичивание денежных средств) - незаконная операция по получению налогоплательщиком неучтенных денежных средств (чёрный нал).

Налоговая выгода

Необоснованная налоговая выгода

Разумный человек (reasonable person; reasonable man)

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика