Телеграм   Вконтакте

Аутстаффинг

Аутстаффинг (предоставление персонала, аренда персонала, лизинг персонала) — соглашение, по которому исполнитель предоставляет заказчику персонал, в оговоренном в соглашении количестве и квалификации на определенный срок.

С 1 января 2016 года аутстафинг в законодательстве именуется как "услуги по предоставлению труда работников (персонала)" или "деятельность по предоставлению труда работников (персонала)".

Термин на английском языке:

Аутстаффинг — "Outstaffing";

Лизинг персонала — "Staff leasing", "Employee leasing".

Определение из нормативных актов

Статья 18.1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с 1 января 2016 - Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала) - направление временно работодателем (далее также - направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также - принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.

Комментарий

Слово «аутстаффинг» (анг. outstaffing) произошло от английских слов out (вне) и staff (штат, персонал). То есть аутстаффинг означает привлечение персонала извне.

Суть договора на предоставление персонала (аутстаффинга) в том, что исполнитель передает своих работников в распоряжение заказчика на определенный срок. В договоре оговариваются требования к квалификации персонала, характер выполняемых работ. При этом работники продолжают оставаться в трудовых отношениях с исполнителем. В то же время, работники исполнителя, как бы встраиваются в штат заказчика и подчиняются правилам трудового распорядка заказчика, выполняют задания заказчика. Смысл этого договора, как бы в аренде персонала на определенный срок (хотя, конечно же, термин аренда, к персоналу, строго говоря, не применим). Именно поэтому, аутстаффинг еще называют арендой персонала, лизингом персонала.

Исполнитель получает вознаграждение за свои услуги по договору и выплачивает заработную плату работникам.

Такой договор ранее прямо не был поименован в части второй Гражданского кодекса России (ГК РФ) или в Трудовом кодексе России (ТК РФ), что вызывало вопросы. В то же время, в силу принципа свободы договора, суды приходили к выводу, что такие договоры не противоречат законодательству. Но сейчас этот договор прямо поименован в законодательстве.

Следует отметить, что в некоторых странах мира установлены ограничения на применение аутстаффинга. Так, в Америке разрешено предоставление персонала не более чем на 15 дней. В Бельгии, если труд работника по аутстаффингу используется более 6 месяцев, такой сотрудник становится постоянным.

Такие ограничения связаны с тем, что иногда аутстаффинг снижает защищенность работников. Так, если работники нанимаются кадровым агентством для предоставления персонала промышленному предприятию, то у работника контракт не с предприятием, которое в состоянии обеспечить гарантии работника, а с кадровым агентством.

 

В России ограничения на аутстаффинг введены с 1 января 2016 года Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ. Эти ограничения определены в ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации":

Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе (п. 3):

1) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

- юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

- юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;

- юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

 

В случае заключения договора на предоставление труда работников с нарушением указанных выше правил к работодателю может применяться ответственность в размере от 30 000 до 50 000 рублей в соответствии с п. 1 ст. 5.17 КоАП.

 

Требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются (п. 6):

1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;

2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;

4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

В качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (п. 8).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1165 утверждены Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).

 

В Трудовой кодекс России внесена Глава 53.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ ВРЕМЕННО РАБОТОДАТЕЛЕМ К ДРУГИМ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ПО ДОГОВОРУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА), которая вступает в силу с 1 января 2016 года.

 

Расходы по налогу на прибыль

Для налога на прибыль затраты заказчика на аренду персонала признаются расходами. Так пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо указывает, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией*.

* с 1 января 2016 года (Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ ) - расходы на услуги по предоставлению труда работников (персонала) сторонними организациями для участия в производственной деятельности, в том числе в управлении производством, выполнении иных функций, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг)

Расходы на предоставление персонала подтверждаются актом, подписываемом исполнителем и заказчиком. В акте следует указывать список работников, предоставленных заказчику, должность (квалификацию), отработанное время, ставку.

Пример из арбитражной практики

Налоговый орган пытался признать расходы по договору на аренду персонала необоснованными, на основании того, что, по мнению налогового органа, такой договор противоречит российскому праву. По мнению налоговой инспекции, поскольку предметом указанного соглашения являются физические лица как вещи, то это противоречит основам публичного порядка. В то же время, судебный орган не поддержал такой аргумент, указав, что анализ целей заключения и отдельных условий соглашения свидетельствует о том, что его предметом являются не сами работники (физические лица), а услуги компании по предоставлению персонала. Заключение подобных соглашений не противоречит закону, деловым обыкновениям и основам публичного порядка (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 12.04.2004 N А56-20964/03).

Пример из арбитражной практики

Налоговый орган пытался признать договор на предоставление персонала противоречащим гражданскому праву. Но судебный орган также не поддержал этот вывод, сославшись на принцип свободы договора (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 27.09.2006 N Ф09-8649/06-С7 по делу N А47-388/06).

Налоговые риски

Считается, что налоговые органы "не любят" договор на предоставление персонала и тщательно их исследуют.

Риски существуют в том случае, когда договор на предоставление персонала существует только на бумаге.

Так, в одном из судебных дел, компания по договору получила 230 человек, а в штате передающей персонал стороны числилось всего 18 человек (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА от 25.10.2006, 01.11.2006 N КА-А40/10423-06 по делу N А40-11550/06-99-97).

В другом судебном деле в штате передающей стороны не числились работники тех специальностей, которые по документам принял заказчик (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006, 31.08.2006 N КА-А40/6897-06 по делу N А40-76063/05-4-347).

В другом деле организация заключила с работником трудовой договор и, кроме того, этого же работника приняла по договору на предоставление персонала от другой организации. В суде налоговый орган доказал, что фактически между работником и организацией был заключен трудовой договор, а договор на предоставление персонала не имел отношения к реальной предпринимательской деятельности (Постановление ФАС Московского округа от 05.05.2012 по делу N А40-77721/11-75-324).

Договор на предоставление персонала иногда используется для минимизации взносов в фонды обязательного страхования. В этом случае компания исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). По взносам в фонды обязательного страхования для некоторых видов деятельности установлены пониженные тарифы для предприятий, применяющих УСН (ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Если исполнитель был создан на основе реорганизации заказчика, то в применяемой льготе может быть отказано исполнителю, если налоговый орган докажет, что исполнитель был образован путем выделения из ранее существовавшей организации (Схема дробления бизнеса). Пример такой ситуации рассмотрен в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.06.2013 по делу N А55-24292/2012.

Нормативные акты по теме

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)»

Дополнительно

Расход

Аутсорсинг

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора