Телеграм   Вконтакте

Налоговый резидент

Налоговый резидент — лицо, которое по законодательству Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия.

Налоговый резидент на английском языке - Tax resident.

Комментарий

Термин «налоговый резидент» определяет то, налогоплательщиком какой страны признается лицо. Для налоговых резидентов своей страны, государства устанавливают одни правила налогообложения, а для нерезидентов несколько иные.

Так, к примеру, в России, налоговые резиденты - организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

Такое же правило установлено и для физических лиц налоговых резидентов России – они должны декларировать доход, полученный от источников по всему миру и уплачивать налог в российский бюджет исходя из этого дохода.

Что касается нерезидентов, то они уплачивают в России налоги от предпринимательской деятельности и имущества, расположенного в России, а также в некоторых случаях выплаты им пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти и т.д.). По доходам, полученным нерезидентами за пределами России, а также по имуществу, расположенному за пределами России налог в российский бюджет не уплачивается.

Близкие правила установлены и в большинстве государств.

 

В России, по налогу на прибыль, установлено, что налогоплательщиками признаются (ст. 246 НК РФ):

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

 

При этом, российскими организациями признаются - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются -  иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).

 

Для организаций, в общем случае, – налоговый резидент России это российская организация, то есть, юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (например. Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка», зарегистрированная в России и имеющая российский ОГРН (основной государственный регистрационный номер)). С 1 января 2015 года были введены новые правила определения налогового резидентства юридических лиц, которые установлены ст. 246.2.  НК РФ "Организации,  признаваемые  налоговыми   резидентами Российской Федерации". Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные  организации,  признаваемые  налоговыми   резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено   международным договором по вопросам налогообложения.

 

Для физических лиц, в общем случае, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Подробнее: Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации

 

Особые правила определения налогового резидентства могут устанавливаться международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Так, Россией заключено около 100 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами. Эти соглашения имеют более высокую юридическую силу, чем НК РФ (ст. 15 Конституции России).

Иногда, особенно относительно физических лиц, лицо может иметь признаки налогового резидента в обоих государствах. Как правило, соглашения об избежании двойного налогообложения устанавливают правила определения резидентом какой страны является лицо в этом случае. Обычно лицо считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным и доступным для него жильем; если оно располагает постоянным и доступным для него жильем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов) (например, ст. 4 Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000
"Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал").

Термин "центр жизненных интересов" часто используется в соглашениях, обозначая - тесные личные и экономические связи лица. С помощью определения центра жизненных интересов лица решаются спорные ситуации, когда нужно определить резидентом какого государства является лицо.

В международных соглашениях применяется термин «резидент» в том же значении, что и «налоговый резидент».

Пример

Статья 4 «Резидент» Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" определяет:

«1. Для целей настоящего Соглашения выражение "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия. Указанное выражение не распространяется, однако, на лиц, которые подлежат налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении имущества, расположенного в этом Государстве.

2. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, действуют следующие положения:

a) лицо считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) в случае, если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;

c) если лицо обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;

d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи лицо, иное чем физическое лицо, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган».

 

Пример

Статья 4 «Резидент» Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

«1. Для целей настоящего Соглашения термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Но этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом:

a) оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обоих Государствах, или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;

d) если каждое Государство считает его своим гражданином, или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, в этом случае оно считается резидентом того Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.»

 

Пример

В Договоре между РФ и США от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" вместо термина «налоговый резидент» применен термин «Постоянное местопребывание». Статья 4. «Постоянное местопребывание» определяет:

«1. Для целей настоящего Договора термин "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве" означает любое лицо, которое по законам этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, гражданства, места регистрации в качестве юридического лица или любого другого критерия аналогичного характера.

Однако этот термин не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или расположенного там имущества.

В случае, если доход получается партнерством, доверительным фондом или фондом, постоянное местопребывание определяется в соответствии с постоянным местопребыванием лица, подлежащего налогообложению в отношении такого дохода.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах, его статус определяется следующим образом:

a) оно считается лицом с постоянным местожительством в Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в Государстве, в котором оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в Государстве, гражданином которого оно является;

d) если каждое Государство рассматривает его в качестве своего гражданина или если оно не является гражданином ни одного из них, компетентные органы Договаривающихся Государств решают вопрос по взаимному согласию.

3. Если по причине положений пункта 1 компания является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться к решению вопроса по взаимному согласию, однако, если компетентные органы не смогут достичь согласия, компания не будет считаться лицом с постоянным местопребыванием ни в одном из Договаривающихся Государств для целей получения льгот в соответствии с настоящим Договором.

4. Если по причине положений пункта 1 лицо, иное чем физическое лицо или компания, является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, компетентные органы Договаривающихся Государств урегулируют вопрос по взаимному согласию и определят порядок применения Договора к такому лицу.»

Подтверждение статуса налогового резидента

В случае выплаты российскими организациями иностранным организациям так называемых пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти), российские организации выступают в роли налоговых агентов и обязаны удержать и перечислить в бюджет налог, по ставкам, предусмотренным НК РФ. Международные соглашения нередко устанавливают пониженные ставки налога или даже освобождение в этом случае.

Чтобы применить эту льготу, иностранная организация должна до выплаты дохода представить российскому налоговому агенту подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подттверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312 НК РФ).

Важный судебный прецедент

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 1646/07 по делу N А40-5091/06-33-49

Решение в пользу налогоплательщика.

Российский налогоплательщик выплачивал доход в 2002 – 2003 годах иностранной организации, учрежденной на территории Кипр. Российская организация имела подтверждения местонахождения иностранной организации на территории Кипра от 25 мая 1999 года и от 27 мая 2004 года. Налоговый орган наложил штраф на российского налогового агента в связи в тем, что, по мнению налогового органа, он не был вправе применять льготную ставку налога по международному соглашению, так как на дату выплаты дохода не было подтверждения местонахождения иностранной организации.

ВАС РФ принял решение в пользу налогоплательщика, посчитав что наличие подтверждений в 1999 году и 2004 году достаточно, для подтверждения местонахождения иностранной организации в 2002 - 2003 годах.

Определения из нормативных актов

Статья 246.2.  НК РФ "Организации,  признаваемые  налоговыми   резидентами Российской Федерации"

1. Налоговыми резидентами Российской Федерации в  целях   настоящего Кодекса признаются следующие организации:

     1) российские организации;

     2) иностранные  организации,  признаваемые  налоговыми   резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

     3) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено   международным договором по вопросам налогообложения.

     2. В целях подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация   при соблюдении хотя бы одного из следующих  условий  в  отношении   указанной иностранной организации и ее деятельности:

     1) большинство заседаний совета директоров (или иного   аналогичного органа организации, за исключением исполнительного органа) проводятся на территории    Российской    Федерации.    Для целей настоящего подпункта большинством заседаний  признается  относительное   большинство заседаний,  то  есть  ситуация,  при  которой   количество     заседаний, проведенных в Российской Федерации, больше, чем в другом государстве;

     2)  исполнительный  орган  (исполнительные   органы)     организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской  Федерации.  Для   целей   настоящего     подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление  деятельности   в Российской  Федерации  в  объеме  существенно  меньшем,  чем  в  другом государстве (государствах);

     3)  главные  (руководящие)  должностные  лица  организации    (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование,  управление   и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в Российской Федерации. Руководящим управлением организацией  для   целей настоящего подпункта признаются принятие решений  и  осуществление   иных действий,  относящихся  к  вопросам  текущей  деятельности   организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

     3. Осуществление следующей деятельности иностранной  организации   в Российской Федерации само по себе не может  рассматриваться  в   качестве осуществления  фактического  управления  иностранной       организацией в Российской Федерации:

     1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам,  относящимся   к компетенции  общего  собрания   акционеров   (участников)     иностранной организации;

     2)  подготовка  к   проведению   совета   директоров     иностранной организации;

     3)  осуществление  на  территории  Российской  Федерации   отдельных функций  в  рамках  планирования  и  контроля  деятельности   иностранной организации. К таким функциям,  в  частности,  относятся   стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой отчетности, внутренний аудит и внутренний контроль,  а   также принятие (одобрение)  стандартов,  методик  и  (или)  политик,   действие которых  распространяется  на  все  или  существенную  часть     дочерних организаций такой организации.

     4. Иностранная организация рассматривается в качестве   организации, фактическое управление которой осуществляется  за  пределами   Российской Федерации, в частности, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного  местонахождения,  с   которым имеется  международный  договор  Российской   Федерации   по     вопросам налогообложения.  При   этом   иностранная   организация     представляет документальное   подтверждение   выполнения   указанных   в     настоящем пункте условий.

     5. В случае, если в отношении иностранной организации не выполняется ни одно из условий, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи,  или  выполняется  только  одно  из  них,  признание   Российской Федерации местом фактического управления этой  иностранной   организацией осуществляется на основании  выполнения  хотя  бы  одного  из   следующих условий:

     1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением  действий  по   подготовке   консолидированной     финансовой отчетности) осуществляется в Российской  Федерации;

     2) ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;

     3) оперативное управление персоналом организации  осуществляется   в Российской Федерации.

     6. Вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий, предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящей статьи, эта иностранная организация может быть признана налоговым резидентом Российской Федерации исключительно в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, если в отношении этой организации  выполняется  хотя  бы  одно  из   следующих условий:

     1)  иностранная  организация  имеет  постоянное    местонахождение в государстве,  с  которым  имеется  действующий  международный     договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и признается налоговым резидентом этого иностранного государства в соответствии с   положениями, установленными указанным международным договором;

     2) иностранная организация в качестве основного  вида   деятельности участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе   продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями  или   сервисными соглашениями (контрактами) на условиях  риска  либо  иными   аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства   (территории) или  с  уполномоченными  таким  правительством  институтами     (органами государственной власти, государственными компаниями);

     3)  иностранная   организация,   прямым   (косвенным)     акционером (участником)  которой  является  российское  контролирующее  лицо,  доля прямого (косвенного) участия которого в уставном  (складочном)   капитале (фонде) такой иностранной организации составляет не менее 50 процентов в течение не менее 365 календарных дней, при одновременном соблюдении всех следующих условий:

     активы  такой  иностранной  организации  по  данным  ее   финансовой отчетности более чем на 50 процентов состоят из инвестиций в иностранные дочерние  общества,   отвечающие   требованиям   подпункта 4     пункта 7 статьи 25.13 настоящего Кодекса, и не являющиеся налоговыми   резидентами Российской Федерации и государство или территория постоянного нахождения которых не включены в перечень  государств  и  территорий,   утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса;

     доля участия такой иностранной организации в уставном   (складочном) капитале (фонде) таких дочерних обществ составляет не менее 50 процентов;

     доходы (прибыль) у такой иностранной организации  отсутствуют   либо более чем на 95 процентов составляют  доходы,  указанные  в   подпункте 1 пункта 4 статьи 309.1 настоящего Кодекса и прямо или косвенно полученные от таких дочерних обществ;

     4) иностранная  организация  является  оператором  нового   морского месторождения  углеводородного  сырья  или  непосредственным   акционером (участником) оператора  нового  морского  месторождения   углеводородного сырья.

     7. Если иное не предусмотрено  международным  договором   Российской Федерации  по  вопросам  налогообложения,  а  также  настоящей   статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве,  с  которым  имеется  действующий  международный     договор Российской  Федерации  по  вопросам  налогообложения,  и   осуществляющая деятельность в Российской Федерации  через  обособленное   подразделение, вправе самостоятельно  признать  себя  налоговым  резидентом   Российской Федерации,  а  также  (в  случае,  если  иностранная    организация ранее самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской   Федерации) отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации.

     В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации,  при  соблюдении   иностранной организацией положений настоящего Кодекса и  иных  нормативных   правовых актов Российской Федерации в отношении налоговых  резидентов   Российской Федерации указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании статьи 25.13 настоящего Кодекса.

     Иностранная организация, указанная в настоящем  пункте,   уведомляет налоговый орган по месту постановки на учет обособленного подразделения о признании себя налоговым резидентом Российской  Федерации,  а  также  об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации  в   порядке, определяемом Министерством  финансов  Российской  Федерации,  по   форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

     8. Признание организации (физического лица), являющейся управляющей компанией (управляющим партнером или иным лицом, осуществляющим   функции по управлению средствами фонда) инвестиционного фонда (паевого фонда или иной  формы  осуществления  коллективных  инвестиций)   -     иностранной организации (иностранной структуры без образования  юридического   лица), налоговым резидентом Российской  Федерации  само  по  себе  не   является основанием для признания этого инвестиционного фонда (паевого фонда   или иной формы осуществления коллективных инвестиций)  налоговым   резидентом Российской Федерации.

     9. Не может быть признана налоговым резидентом Российской Федерации иностранная организация, являющаяся эмитентом обращающихся облигаций, или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по  обращающимся  облигациям,  или  организацией,  которой  были уступлены права и обязанности  по  выпущенным  обращающимся   облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация, при соблюдении требований к таким иностранным организациям и  обращающимся   облигациям, установленных подпунктом 8 пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 310   настоящего Кодекса. При этом в целях применения  настоящего  пункта доля   указанных доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации  составляется  финансовая  отчетность  за  финансовый  год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой   организации за указанный период.


Рубрики:

Налоговый справочник

Советуем прочитать

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Место управления иностранной организацией - понятие, которое используется для определения того, является ли иностранная организация налоговым резидентом России или нет.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

Гражданин иностранного государства живет и работает в России. По какой ставке следует уплачивать налог на доходы физических лиц с его заработной платы?

При определении статуса налогового резидента России у физического лица следует ли учитывать дни выезда и приезда в страну?

Какие физические лица признаются налоговыми резидентами России?