Офшор (Оффшор)


Офшор (Оффшор) - государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Слово "офшор" произошло от английского offshore — «вне берега», так как основные офшоры расположены на небольших островных государствах.

В официальных документах применяются слова и выражения с одной "ф" - офшор, офшорные зоны. Но в обиходе употребляют то же и с двумя "ф" - оффшор, оффшорные зоны.

Определения из нормативных актов

"Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)

1.9. Действующее законодательство не устанавливает никаких особенностей правоспособности иностранных юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, - на территории иностранных государств, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не требующих предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций. Между тем оффшорные компании нередко используются для злоупотреблений в гражданском обороте (искусственное создание мнимого добросовестного приобретателя, сокрытие незаконных манипуляций с долями и акциями, "рейдерские захваты" и т.п.).

Поэтому целесообразно обсудить вопрос о возможности законодательно закрепить в качестве дополнительного условия признания российским правопорядком правоспособности оффшорных компаний их регистрацию в едином государственном реестре юридических лиц с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. Лишь при наличии такой регистрации и раскрытии указанной информации оффшорная компания вправе осуществлять свою деятельность на российской территории, в том числе совершать сделки, приобретать имущество в собственность и т.д.

Нормативное регулирование

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" (см. Черный список офшорных зон Минфина)

Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)"

Комментарий эксперта

Офшорами, офшорными зонами (оффшорами, оффшорными зонами) называют государства, которые не облагают налогами (или облагают мизерными ставками) налогоплательщиков из других иностранных государств, которые зарегистрированы на их территории, но не ведут там активной коммерческой деятельности. Кроме того, такие государства, как правило, не предоставляют другим государствам сведений о реальных собственниках таких компаний, о совершенных операциях.

В результате, можно вывести налоговую базу из любой страны в офшор, существенно сэкономив на налоге. Так, если товар производится в стране, где налог на прибыль высокий, то этот товар можно продать своей компании в офшоре по себестоимости, а уже компания в офшоре реализует ее конечному покупателю. В результате вся прибыль оказывается в офшоре, а в государстве, где товар произведен, налога нет.

Пример

Гражданин Иванов владеет заводом в России. Гражданин Иванов создал компанию в офшоре. Себестоимость единицы изделия на заводе в России 100 тыс. рублей. Рыночная стоимость изделия на европейском рынке 200 тыс. рублей.

Завод продает изделие компании в офшоре по цене 100 100 рублей.

Компания в офшоре реализует изделие европейским потребителям по цене 200 тыс. рублей.

В результате с каждой единицы изделия прибыль в России 100 рублей (с нее и исчисляется налог на прибыль организаций), а прибыль компании в офшоре 99 900 рублей и налогом на прибыль не облагается.

 

Налоговые меры против офшоров в России

В России такие простые схемы, как указано выше, сегодня трудно реализуемы из-за введенных с 2012 года правил о Трансфертном ценообразовании.

Сделки с компаниями, зарегистрированными в государстве из черного списка Минфина, признаются контролируемыми (см. Контролируемые сделки), что влечет право на контроль цен сделок со стороны налоговых органов и обязанность налогоплательщика декларировать такие сделки (в случае превышения установленной Налоговым кодексом суммы сделок за год) – пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 Налогового кодекса России.  

Минфином РФ был утвержден так называемый Черный список офшорных зон Минфина (Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н, вступил в силу с 1 января 2008 года). Взаимодействие с компаниями, зарегистрированными в государствах, указанных в списке, в некоторых случаях влечет неблагоприятные налоговые последствия для российских налогоплательщиков.  

Так, российская организация, получающая дивиденды, в ряде случаев имеет возможность применить ставку 0% (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса). Но это правило не применяется, если дивиденды получены от организации, зарегистрированной в государстве из черного списка Минфина.  

С 1 января 2015 года в законодательство введено понятие контролирующих лиц и Контролируемых иностранных компаний, что существенно ограничило возможности применения схем оптимизации налогообложения с помощью офшоров.

Федеральным законом от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» Россия ратифицировала Совместную Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам" (ETS N 127) (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988). Теперь налоговые органы России могут получать от стран участниц этой конвенции (в ней много офшорных стран) необходимую информацию об операциях, структурах и счетах (см. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года).

Меры против офшоров Центрального банка России

Центральный банк России регулирует операции банков с компаниями из офшоров, устанавливая резервы и ограничивая этим выгодность банковских операций с такими странами (см., например, Указание Банка России от 22.06.2005 N 1584-У "О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон"). Таким образом, под операции с компаниями из офшоров банк вынужден замораживать свои средства исходя из установленного ЦБ РФ норматива.

Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" определяет перечень офшоров и делит их на три категории.

В зависимости от категории офшора устанавливается величина резерва. Максимальный резерв устанавливается для офшоров третьей категории.

Важное судебное решение

Когда вопрос о применении положений российского законодательства, защищающих третьих лиц, ставится в отношении офшорной компании, бремя доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, защищающих офшорную компанию как самостоятельного субъекта в ее взаимоотношениях с третьими лицами, должно возлагаться на офшорную компанию. Такое доказывание осуществляется, прежде всего, путем раскрытия информации о том, кто в действительности стоит за компанией, то есть раскрытия информации о ее конечном выгодоприобретателе.

В рассматриваемом деле спорное имущество было реализовано одним из участников спора офшорной компании. Коллегия судей ВАС РФ усомнилась в том, что офшорная компания является добросовестным приобретателем (ст. 302 ГК РФ), поскольку были выявлены признаки наличия связи между ней и одним из участников спора. ВАС РФ указал, что при разрешении спора об истребовании имущества из чужого незаконного владения офшорная компания будет считаться добросовестной, если ею будет раскрыта информация о ее конечных бенефициарах.

Кроме того, были сформулированы позиции:

Если конечный бенефициар приобретателя и отчуждатель имущества аффилированы между собой, то представление новых доказательств того, что спорное имущество не является общим имуществом многоквартирного дома, является злоупотреблением процессуальными правами со стороны приобретателя и такие доказательства не могут быть приняты судом на основании ч. 5 ст. 159 АПК РФ.

Поведение участников гражданского оборота, направленное на создание видимости законного завладения общим имуществом, свидетельствует о том, что учреждение офшорной компании и регистрация за ней права собственности на недвижимое имущество представляет собой использование юридического лица в целях злоупотребления правом, поэтому такое поведение не подлежит судебной защите.

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.03.2013 N 14828/12 по делу N А40-82045/11-64-444.

23.09.2015

Видео

Бухгалтерский вестник ИРСОТ. Выпуск 3. Законопроект о Контролируемых иностранных компаниях    
   

Историческая справка

Термин вошел в русский язык из англоязычных стран.

Дополнительно

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года - совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР, в соответствии с которой налоговые органы стран, присоединившихся к ней, обмениваются налоговой информацией.

Черный список офшорных зон Минфина

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика