IPO (Первичное публичное предложение) — первое в истории компании публичное размещение ее акций на рынке ценных бумаг.
Обычно через IPO компания переходит из разряда частной в публичную компанию.
Комментарий
Разница между частной и публичной компаниями в том, что акции публичной компании свободно обращаются (продаются и покупаются) на рынке ценных бумаг, включены в листинг фондовых бирж. Частные же компании принадлежат ограниченному кругу лиц и их акции не обращаются на фондовых биржах, не включены в листинги.
Преимущества от IPO
В результате IPO компания может получить:
Значительные денежные средства от инвесторов (в результате продажи своих акций)
Улучшение своего образа (имиджа) на рынке
Возможности по доступу к более дешевым источниками капитала (например, рост рейтинга компании, как правило, дает возможности снизить ставку банковского процента по кредиту)
Возможности привлечения лучшего менеджмента и работников, с помощью схем мотивации через опционы с акциями компании.
Недостатки IPO
Относительно большие расходы на консультантов, юристов, бухгалтеров, аудиторов и иные расходы, связанные с размещением.
Необходимость раскрытия информации о компании (существенно большая степень раскрытия, в сравнении с частными компаниями)
Высший менеджмент должен активно работать с инвесторами как на этапе размещения, так и в последствии.
Существует риск, что компания не сможет получить планируемые от размещения деньги. Это может привести как к убыткам, так и к потери имиджа компании.
Проведение IPO
Для проведения IPO компании, прежде всего, рекомендуется найти инвестиционную компанию (банк), которые оказывают услуги по помощи в IPO. Такие компании иногда называют андеррайтерами (underwriters). Задача инвестиционной компании обозначить и помочь в реализации тех шагов, которые компания должна сделать при подготовке к IPO, провести переговоры с потенциальными инвесторами и заинтересовать их.
Прежде всего, необходимо выбрать фондовую биржу для IPO.
Наиболее распространенные фондовые биржи для IPO: В России - ММВБ, РТС Зарубежные LSE, NYSE, NASDAQ, DB
Далее необходимо с помощью консультантов подготовить компанию к выходу на фондовую биржу. На этом этапе, как правило проводятся:
Due diligence эмитента
Аудит финансовой отчетности
Юридическая экспертиза бизнеса
Реорганизация юридической структуры, с целью повышения ее прозрачности
Оценка технологического и кадрового потенциала
Маркетинговый анализ деятельности
Оценка бизнеса
Оптимизация организационной структуры
Соблюдение наилучших принципов корпоративного управления
Подготовка (дополнительного) выпуска ценных бумаг и проспекта ценных бумаг
Экспертиза сделок, заключаемых при IPO
Подготовка инвестиционного и информационного меморандума
PR–сопровождение
Road Show
После этих мероприятий проводится размещение акций на фондовой бирже.
Историческая справка
Первое в мировой истории IPO было проведено в 1602 году компанией Dutch East India Company.
Крупнейшие в истории IPO:
Agricultural Bank of China $22.1 billion (2010)
Industrial and Commercial Bank of China $21.9 billion (2006)
American International Assurance $20.5 billion (2010)
Visa Inc. $19.7 billion (2008)
General Motors $18.1 billion (2010)
Дополнительно
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
Внешние ссылки
Первичное публичное предложение на wikipedia.org
Зачем компаниям нужно IPO. Преимущества IPO на www.financial-lawyer.ru
Словари: