Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries)

Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries) - это документ, подготовленный Организацией Объединенных Наций, в котором изложены рекомендации и обобщение опыта по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран (см. Трансфертное ценообразование).

Организация Объединенных Наций (ООН, UN) издало документ по одному из самых сложных вопросов в налогообложении - "Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries)". В этом документе изложены рекомендации и обобщение опыта по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран.

Текст документа размещен на сайте ООН по адресу:

un.org/esa/ffd/tax-committee/tc-ta-drafts-transfer-pricing.html

Историческая справка о документе

В 2009 году, на ежегодной сессии Комитета экспертов по международной кооперации в налоговых вопросах ООН (Committee of Experts on International Cooperation in Tax Matters) был образован Подкомитет по трансфертному ценообразованию - Практические вопросы (The Subcommittee on Transfer Pricing – Practical Issues).

В задачу подкомитета было поставлено - разработать документ - Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries).

Итоговая версия документа была представлена к 8-й ежегодной сессии Комитета экспертов по международной кооперации в налоговых вопросах ООН, которая проходила с 15 по 19 октября 2012 года в Женеве (Summary 8-й ежегодной сессии Комитета экспертов по международной кооперации в налоговых вопросах ООН, которая проходила с 15 по 19 октября 2012 года в Женеве).

В последующем документ будет также дорабатываться, обобщая опыт применения правил о трансфертном ценообразовании в развивающихся странах.

Содержание Практического руководства по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries)

Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН содержит подробную информацию по трансфертному ценообразованию и описывает опыт применения правил о трансфертном ценообразовании в разных странах мира. Этот документ полезен как для контролирующих органов, так и для практикующих специалистов. Например, в этом документе описаны методы определения цены для налогообложения с практическими примерами, определены критерии, по которым налоговые органы определяют подозрительные операции.

Документ состоит из разделов:

Заметки к документу (Note on UN Transfer Pricing Manual for Developing Countries (E/C.18/2012/CRP.1))

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_CRP1-practical-manual-on-transfer-pricing-for-developing-countries.pdf

Предисловие (Foreword):

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Foreword-20120928_v5_ML-accp.pdf

Глава 1: Введение в трансфертное ценообразование (Chapter 1: An Introduction to Transfer Pricing):

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap1_Introduction_20120926_v4_HC-accp.pdf

Глава 2 Деловой климат (Chapter 2 Business Framework)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap2_BusinessEnvironment_20120502_v4_HC-accp.pdf

Глава 3 Общая правовая среда (Chapter 3 – The General Legal Environment)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap3_Legal-Environment_20120813_v6_HC-accp.pdf

Глава 4 Создание условий для применения правил о трансфертном ценообразовании в развивающихся странах (Chapter 4 Establishing Transfer Pricing Capability in Developing Countries)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap4_Capability_20120924_v4_HC-accp.pdf

Глава 5 Анализ сопоставимости (Chapter 5 Comparability Analysis)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap5_Comparability_20120918_v5_HC-accp.pdf

Глава 6 Методы трансфертного ценообразования (Chapter 6 Transfer Pricing Methods)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap6_-Methods_20120924_v7_HC-accp.pdf

Глава 7 Документация (Chapter 7 Documentation)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap7_Documentation_20120907_v4_HC-accp.pdf

Глава 8 Проверки и оценка рисков (Chapter 8 Audits and Risk Assessmen)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap8_Audits_20120924_v4_HC-accp.pdf

Глава 9 Споры - избежание и разрешение (CHAPTER 9: DISPUTE AVOIDANCE AND RESOLUTION)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap9_DisputeRes_20120906_v6_HC-accp.pdf

Глава 10 Опыт государств (CHAPTER 10: Country practices)

Введение (Preamble)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap10_Country-Practices-Intro_20121007_v1_ML_accp.pdf

Бразилия (Brazil)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap10_CPBrazil_-20121002_v6_HC-accp.pdf

Китай (China)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap10_CPChina_20120901_v3_HC-accp.pdf

Индия (India)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap10_CPIndia_20120904_v3_HC-accp.pdf

Южная Африка (South Africa)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Chap10_CPSouthAfrica_20120901_v3_HC-accp.pdf

Приложение I (Appendix I) - Примеры сопоставимости (Comparability examples)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Appendix-I_Comparability_20120918_v3_HC-accp.pdf

Приложение II (Appendix II) - Документация (Documentation)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_Appendix-II_Documentation-with-ICC-doc_20121007_v5_ML.pdf

11 October 2012, Transfer Pricing: Technical Assistance and Capacity Building Resources (E/C.18/2012/CRP.14)

http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/8STM_CRP14-TransferPricing-capacity-building.pdf

Некоторые положения документа

Факторы, привлекающие внимание налоговых органов

В п. 4.4.3.4. главы 4 указаны факторы, которые наиболее часто применяют налоговые органы разных стран, выбирая объект для проверки по трансфертному ценообразованию. К таковым относятся случаи, когда:

- налогоплательщик заявляет налоговые убытки в течение ряда лет и, особенно, если убытки возникли после того, как завершились налоговые каникулы;

- доля операций налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (по их сумме) высока, по отношению к выручке от реализации и операционной прибыли налогоплательщика;

- налогоплательщик имеет значительное количество операций с лицами из низконалоговых или офшорных юрисдикций, с лицами из государств, с которыми не заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и лицами из государств, от которых налоговые органы не могут получать информацию о налогоплательщиках.

- динамика прибыли (убытка) налогоплательщика, существенно отличается от среднеотраслевых показателей, без очевидных на это причин;

- имеются расхождения между внутрифирменными договорами, политикой в области трансфертного ценообразования и первичными документами, такими, как счета на оплату и таможенными документами; или

- доля расходов в виде лицензионных платежей за использование объектов исключительных прав в пользу взаимозависимых лиц высока, особенно, если эти исключительные права не зарегистрированы юридически или есть признаки того, что исключительные права возникли на территории нашего государства.

Текст таких факторов на английском языке:

- Reported losses for a number of years or more, especially if the losses begin about the time when a “tax holiday” runs out;

- A high value of related party transactions compared to the taxpayer’s turnover and operating profit;

- Significant transactions with major counterparts from low or no-tax jurisdictions, non-treaty partners and countries from which information will not readily be made available by tax authorities;

- An economically unrealistic profit trend compared to the industry trend, with no obvious explanation;

- Inconsistencies between inter-company contracts, transfer pricing policies and detailed transactional documents such as invoices and customs documents; or

- Significant royalty payments to related parties, especially if the intellectual property is not legally registered or appears to be in some part locally generated.

Сопоставимые сделки

5.1.8. Важно отметить, что тип и характеристики доступных для анализа сопоставимых сделок обычно определяет наиболее подходящий метод трансфертного ценообразования. В общем случае, информация о близко сопоставимых товарах (услугах) требуются, если применяется Метод сопоставимых рыночных цен. Метод последующей реализации, Затратный метод и Метод сопоставимой рентабельности применим, если есть информация о сопоставимых по функциям сделках, то есть где выполняемые функции, используемые активы и принимаемые сторонами риски неконтролируемой сделки таковы, что сопоставление с контролируемой сделкой имеет экономический смысл. В качестве примера можно привести двух дистрибуторов потребительских товаров того же рыночного сегмента, где каждый из них реализует товары, отличающие от товаров другого, но результат функционального анализа этих дистрибьюторов будет сопоставим.

5.1.8. It is important to note that the type and attributes of the comparables available in a given situation typically determine the most appropriate transfer pricing method. In general, closely comparable products (or services) are required if the comparable uncontrolled price ("CUP") method is used for arm's length pricing; the resale price, the cost-plus method and the transactional net margin method (TNMM), may be appropriate if the functional comparables are available, i.e. where the functions performed, assets employed and risks assumed by the parties to the controlled transaction are sufficiently comparable to the functions performed, assets employed and risks assumed by the parties to the uncontrolled transaction so that the comparison makes economic sense. An example would be two comparable distributors of consumer goods of the same industry segment, where the goods distributed may not be exactly the same, but the functional analyses of the two distributors would be comparable (анг.).

Дополнительно

Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations OECD Committee on Fiscal Affairs) - документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который содержит рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами.

Трансфертное ценообразование

Внешние ссылки

Summary 8-й ежегодной сессии Комитета экспертов по международной кооперации в налоговых вопросах ООН, которая проходила с 15 по 19 октября 2012 года в Женеве (un.org)