Телеграм   Вконтакте

Письма Минфина и ФНС по налогам: как их правильно использовать?

Джаарбеков Станислав, налоговый консультант, юрист. Сайт:

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ) регулярно издает письма, разъясняющие положения налогового законодательства. Еженедельно, выходит до 50 таких разъяснений.

Письма Минфина полезны для налогоплательщиков тем, что они позволяют понять, как контролирующие органы будут относиться к тому или иному спорному вопросу, которых, к сожалению меньше не становится. Кроме того, разъяснения Минфина могут помочь снизить возможные штрафы и пени.

1. Разъяснения Минфина по налогам

Письма Минфина РФ представляют собой ответы на запросы налогоплательщиков. Так, пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предоставляет налогоплательщикам право получать:

— от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,

— от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

 

Порядок предоставления письменных разъяснений Минфином регулируется ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ):

"1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц".

Причем, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);

 

Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н утвержден Регламент Министерства финансов Российской Федерации, которым регулируется порядок предоставление ответов на запросы налогоплательщиков. Так, в п. 7.8 указываются те же сроки (что и в п. 3 ст. 34.2. НК РФ):

"Министерство дает письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в Министерство. По решению Министра (заместителя Министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.".

 

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) некоторые из разъяснений Минфина доводит до налоговых органов, как обязательные к применению. Перечень таких разъяснений размещен на сайте ФНС РФ в разделе, который так и называется: "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения": nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog. Эти разъяснения особенно хороши тем, что для налоговых органов они именно обязательны к применению. Так, бывают случаи, когда налоговики на местах согласны не со всеми письмами Минфина, но позиции Минфина доведенные до них как обязательные вышестоящим органом ФНС РФ они, как правило, применяют бесспорно.

2. Письма Минфина, как защита от штрафов и пени по налогам

У писем Минфина России есть еще дополнительное преимущество – они освобождают налогоплательщика от санкций и пени, если он действовал в соответствии с разъяснением Минфина, но оно было неправильным.

Пример

Согласно разъяснению Минфина РФ налог, в рассматриваемой ситуации, платить было не нужно, и налогоплательщик не заплатил налог. В последующем, при налоговой проверке, налоговый орган посчитал, что налог в рассматриваемой ситуации должен бы быть уплачен. Суд поддержал решение налоговиков.

В этой ситуации налог следует заплатить, а штраф и пени нет.

В то же время, при применении писем Минфина в таком качестве есть подводные камни.

Правила об освобождении налогоплательщиков от ответственности (штрафов) и пени, в случае, если они следуют разъяснениям Минфина России указаны в пп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ:

Налоговые штрафы

При наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 111 НК РФ).

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, в частности, признаются (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ):

— выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Это правило не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

Пени

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Это правило не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

 

Буквальный анализ указанных норм приводит к выводу, что они (как защита от штрафов и пени) применяются только по отношению к тому налогоплательщику, который задал вопрос и получил на него ответ (либо если разъяснение Минфина было направлено неопределенный круг лиц, но таких разъяснений немного). Если у налогоплательщика ситуация та же что и в разъяснении Минфина России, но он не получил официального ответа, то на него норма, освобождающая от санкций и пени не распространяется.

Такой вывод связан с тем, что норма распространяется на разъяснения данные налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц. Письма Минфина РФ, которые являются ответами на вопросы, направлены в адрес конкретного налогоплательщика. То что они попадают в базы данных и средства массовой информации, не меняет этого.

 

В то же время, судебная практика пока формируется в пользу налогоплательщиков. Так, судебные органы в основном указывают, что если налогоплательщик действует в соответствии с разъяснением Минфина РФ, которое по времени и по обстоятельствам соответствует его ситуации, то на эту ситуацию распространяются рассмотренные выше правила ст. 111 и 75 НК РФ и налогоплательщик также освобождается от штрафов и пени. То есть, опубликованные разъяснения Минфина РФ, которые были даны, как ответ на вопрос другим налогоплательщикам, могут помочь в освобождении от штрафов и пени тем, кто ими воспользовался.

Такие выводы сделаны, к примеру, в:

Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 по делу N А46-9365/2009

Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 по делу N А42-4511/2011

Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 по делу N А42-4511/2011

Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2011 по делу N А05-6652/2010

Постановлении ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/13144-10 по делу N А40-113562/09-20-933

 

Следует отметить, что есть и отрицательная судебная практика, где суды отказывают налогоплательщикам в освобождении от санкций и пени, ссылаясь на то, что ответы Минфина не являются адресными или направленными на неопределенный круг лиц. Пока по этому вопросу рано ставить однозначную точку:

Постановление АС Северо-Западного округа от 01.10.2019 N Ф07-11041/2019 по делу N А56-152329/2018

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А05-3448/2014

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу N А13-16610/2011

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2013 по делу N А56-55976/2012

 

Соответственно, в обоснование своей позиции по спорному вопросу важно анализировать письма Минфина РФ и ими обосновывать свою позицию.

3. Контактная информация Минфина России

Свои вопросы в Минфин России налогоплательщики вправе задать по адресу: 109097, Москва, ул. Ильинка, 9.

🌎 http://www.minfin.ru/ru/ministry/contacts/

4. Разъяснения ФНС РФ

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) также издает разъяснительные письма. Их статус в налоговом кодексе не определен.

Правовое значение таких разъяснений определено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть":

По смыслу приведенных нормативных положений, не исключается право Федеральной налоговой службы принимать акты информационно-разъяснительного характера, с тем чтобы обеспечить единообразное применение налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации. Такие акты адресованы непосредственно налоговым органам и должностным лицам, применяющим соответствующие законоположения. Обязательность содержащихся в них разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена. Вместе с тем - поскольку в силу принципа ведомственной субординации территориальные налоговые органы обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками руководствоваться исходящими от Федеральной налоговой службы разъяснениями норм налогового законодательства - такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов, приобретают, по сути, обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков.

Таким образом, опубликованные разъяснения ФНС приравниваются к разъяснениям, данным неопределенному кругу налогоплательщиков и могут также использоваться для освобождения от штрафов и пени, если налогоплательщик руководствовался такимт разъяснениями.

ФНС публикует разъянения по налоговым вопросам на своем сайте в разделе "Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов":

🌎 nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog/

5. Важное определение Конституционного суда России

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 N 34-П (По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта") ввело следующие важные правила:

1) КС РФ запретил применение правовых позиций, выработанных в судебных решениях, изменивших практику в сторону ее ухудшения для налогоплательщиков, к предшествующим налоговым периодам.

В период 2012 - 2013 годов сложившаяся судебная практика по вопросу применения льготы по НДС (по вопросу установки боновых ограждений) была благоприятна для налогоплательщика. Большинство судебных решений подтверждали право на льготу по НДС, ссылаясь на подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Иное направление практике арбитражных судов придал Верховный Суд Российской Федерации, который в определении от 30 марта 2015 года N 308-КГ15-1222 по делу ЗАО "Таманьнефтегаз" поддержал выводы нижестоящих арбитражных судов о том, что услуга по бонированию не связана с обслуживанием судна, а следовательно, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.

Ссылаясь на это судебное решение налоговый орган потребовал исчисления НДС, применил штраф и пени, и выиграл этот спор в суде.

Налогоплательщик просил КС РФ признать не соответствующими Конституции РФ нормы законодательства, которые позволяют применять такие меры.

КС РФ постановил в пункте 1 резолютивной части Определения:

1. Признать подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает обложение налогом на добавленную стоимость оказанных услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов, а также начисление пени и штрафов по данному налогу за периоды, предшествовавшие изменению толкования данной нормы судами применительно к указанному виду деятельности (с учетом действия налогового периода по налогу на добавленную стоимость и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков), когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от уплаты данного налога.

 

2) КС РФ запретил Минфину РФ отказываться от предоставления разъяснений налогообложения по вопросам, требующим отраслевых экспертных знаний.

Минфин РФ отказался отвечать на вопрос налогоплательщика, в котором требовались отраслевые знания и рекомендовал обратиться в Министерство транспорта России. Налогоплательщик получил такое разъяснение, но при налоговом споре это разъяснение не было учтено. Суды посчитали, что такое разъяснение получено не от уполномоченного органа (Минфина РФ) и не применили освобождение от штрафов и пени.

КС РФ постановил в пункте 2 резолютивной части Определения:

Признать пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают уклонение от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах органов государственной власти, уполномоченных на дачу таких разъяснений, и исходят из необходимости обращения самих уполномоченных органов в иные государственные органы за получением дополнительных сведений по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, если эти сведения могут повлиять на исчисление размера налоговых обязательств налогоплательщиков.


Рубрики:

Налоговое планирование

Статьи

Советуем прочитать

Разъяснения Верховного суда РФ по вопросам судебной практики — разъясняющие документы ВС РФ, которые выходят в форме Постановления Пленума Верховного Суда РФ или Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утверждаемого Президиумом Верховного Суда РФ.

Отказное определение Верховного суда РФ — определение Верховного суда РФ, которым отказывается в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ — определение Верховного суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела в кассационной инстанции в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Важное определение Конституционного суда по налогам

Внешние ссылки

Контактная информация Минфина РФ (minfin.ru)

nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog