Статус писем Минфина РФ в налогообложении


Джаарбеков Станислав Маратович Джаарбеков Станислав, эксперт по налогообложению, юрист

Минфин России регулярно издает письма, разъясняющие положения налогового законодательства. Эти письма полезны для налогоплательщиков тем, что они позволяют понять, как контролирующие органы будут относиться к тому или иному спорному вопросу, которых, к сожалению меньше не становится.

Еженедельно, выходит до 50 таких разъяснений.

Письма Минфина РФ представляют собой ответы на запросы налогоплательщиков. Так, пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право получать:

- от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,

- от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

 

Порядок предоставления письменных разъяснений Минфином регулируется ст. 34.2 НК РФ:

"1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц".

Причем, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);

 

Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н утвержден Регламент Министерства финансов Российской Федерации, которым регулируется порядок предоставление ответов на запросы налогоплательщиков. Так, в п. 11.2 указывается:

"Обращения, поступившие в Министерство в соответствии с его компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению.

Письменные обращения, относящиеся к компетенции Министерства, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие органы срок рассмотрения обращения может быть продлен руководством Министерства не более чем на 30 дней, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.

Ответ на обращение подписывается Министром, заместителем Министра или директором департамента в соответствии с их компетенцией".

 

Федеральная налоговая служба (ФНС России) некоторые из разъяснений Минфина доводит до налоговых органов, как обязательные к применению. Перечень таких разъяснений размещен на сайте ФНС РФ в разделе, который так и называется: "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения": nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog. Эти разъяснения особенно хороши тем, что для налоговых органов они именно обязательны к применению. Так, бывают случаи, когда налоговики на местах согласны не со всеми письмами Минфина, но позиции Минфина доведенные до них как обязательные вышестоящим органом ФНС РФ они, как правило, применяют безспорно.

 

Налоговая индульгенция

У писем Минфина России есть еще дополнительное преимущество – они освобождают налогоплательщика от санкций и пени, если он действовал в соответствии с разъяснением Минфина, но оно было неправильным.

 

Пример

Согласно разъяснению Минфина РФ налог, в рассматриваемой ситуации, платить было не нужно, и налогоплательщик не заплатил налог. В последующем, при налоговой проверке, налоговый орган посчитал, что налог в рассматриваемой ситуации должен бы быть уплачен. Суд поддержал решение налоговиков.

В этой ситуации налог следует заплатить, а штраф и пени нет.

 

В то же время, при применении писем Минфина в таком качестве есть подводные камни.

 

Правило об освобождении налогоплательщиков от ответственности и пени, в случае, если они следуют разъяснениям Минфина России указаны в пп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ:

 

Налоговые штрафы

При наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 111 НК РФ).

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, в частности, признаются (пп. 3 п. 1 ст. 111):

- выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Это правило не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

 

Пени

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Это правило не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

 

Буквальный анализ указанных норм приводит к выводу, что они применяются только по отношению к тому налогоплательщику, который задал вопрос и получил на него ответ. Если у налогоплательщика ситуация та же что и в разъяснении Минфина России, но он не получил официального ответа, то на него норма, освобождающая от санкций и пени не распространяется. Такой вывод связан с тем, что норма распространяется на разъяснения данные налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц. Письма Минфина РФ, которые являются ответами на вопросу, направлены в адрес конкретного налогоплательщика. То что они попадают в базы данных и средства массовой информации, не меняет этого.

 

В то же время, судебная практика пока формируется в пользу налогоплательщиков. Так, судебные органы в основном указывают, что если налогоплательщик действует в соответствии с разъяснением Минфина РФ, которое по времени и по обстоятельствам соответствует его ситуации, то на эту ситуацию распространяются рассмотренные выше правила ст. 111 и 75 НК РФ.

Такие выводы сделаны, к примеру, в:

Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 по делу N А46-9365/2009

Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 по делу N А42-4511/2011

Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 по делу N А42-4511/2011

Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2011 по делу N А05-6652/2010

Постановлении ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/13144-10 по делу N А40-113562/09-20-933

 

Следует отметить, что есть и отрицательная судебная практика, где суды отказывают налогоплательщикам в освобождении от санкций и пени, ссылаясь на то, что ответы Минфина не являются адресными или направленными на неопределенный круг лиц. Пока по этому вопросу рано ставить однозначную точку:

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А05-3448/2014

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу N А13-16610/2011

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2013 по делу N А56-55976/2012

 

Соответственно, в обоснование своей позиции по спорному вопросу важно анализировать письма Минфина РФ и ими обосновывать свою позицию.

 

Контактная информация Минфина России

Свои вопросы в Минфин России налогоплательщики вправе задать по адресу: 109097, Москва, ул. Ильинка, 9.

Контактная информация Минфина РФ (minfin.ru)

 

Разъяснения ФНС РФ

ФНС также издает разъяснительные письма. Их статус в налоговом кодексе не определен.

Правовое значение таких разъяснений определено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть":

По смыслу приведенных нормативных положений, не исключается право Федеральной налоговой службы принимать акты информационно-разъяснительного характера, с тем чтобы обеспечить единообразное применение налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации. Такие акты адресованы непосредственно налоговым органам и должностным лицам, применяющим соответствующие законоположения. Обязательность содержащихся в них разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена. Вместе с тем - поскольку в силу принципа ведомственной субординации территориальные налоговые органы обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками руководствоваться исходящими от Федеральной налоговой службы разъяснениями норм налогового законодательства - такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов, приобретают, по сути, обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков.

24.04.2017

Видео

Бухгалтерский вестник ИРСОТ. Выпуск 5. Разъяснения Минфина: как правильно пользоваться?

Дополнительно

Разъяснения Верховного суда РФ по вопросам судебной практики - разъясняющие документы ВС РФ, которые выходят в форме Постановления Пленума Верховного Суда РФ или Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утверждаемого Президиумом Верховного Суда РФ.

Отказное определение Верховного суда РФ - определение Верховного суда РФ, которым отказывается в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ - определение Верховного суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела в кассационной инстанции в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Внешние ссылки

Контактная информация Минфина РФ (minfin.ru)

nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика