Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка. Обладание такой информацией важно как для анализа эффективности внутренних бизнес процессов налогового учета, так и в случае споров с налоговыми органами. Так, известно, что существенно более низкие налоговая нагрузка, рентабельность налогоплательщика в сравнении с показателями отрасли является одним из критериев для назначения выездной налоговой проверки.
Налоговый бенчмаркинг может использоваться инструмент как мониторинга рисков и снижения налоговой нагрузки.
В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) BEPS (Base erosion and profit shifting) отмечается, что слишком низкая эффективная налоговая ставка может привести к репутационным потерям.
К примеру, если эффективная (реальная) ставка налога на прибыль по отрасли 18%, а ставка налога на прибыль налогоплательщика 5%, то это повод чтобы задаться вопросом в связи с чем такие различия. Причем лучше иметь ответ на этот вопрос до того, как его зададут налоговые органы.
Термин "налоговый бенчмаркинг" официально не утвержден. В теории управления применяется термин Бенчмаркинг, который означает сравнение показателей ключевых бизнес-процессов компании, с аналогичными показателями конкурентов, отрасли и т.д. Этот подход может быть применен и к налоговой функции компании.
Показатели налогового бенчмаркинга
В книге "Налоговый бенчмаркинг" Джаарбекова С. М. (2017 г.) предлагаются следующие показатели налогового бенчмаркинга:
Расчет налоговой нагрузки - процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика (см. Налоговая нагрузка).
Эффективная ставка налога на прибыль - отношение налога на прибыль организаций, начисленного за налоговый период и прибыли организации по данным бухгалтерского учета за этот же период. (см. Эффективная ставка налога налога на прибыль)
Анализ доли уплачиваемых налогов (сборов) - сумма всех налогов принимается за 100% и определяется доля каждого налога и сбора в этой сумме.
Анализ налоговых льгот (см. Налоговые льготы)
Выявление проблемных участков - ситуации, в которых налогоплательщик необоснованно теряет налоги (например, непризнание некоторых расходов по налогу на прибыль).
Выявление и анализ налоговых рисков (см. Налоговый риск)
Доля вычета НДС (см. Безопасная доля вычетов по НДС)
Рентабельность (см. Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям))
Эффективная ставка налога на прибыль (см. Эффективная ставка налога)
Экспресс аудит
Организационный анализ деятельности по налоговому планированию - анализ выполняемых функций, достаточности ресурсов
Исследование конкурентов - выявление и анализ налоговых данных о своих конкурентах. Примеры анализа отчетности компаний можно посмотреть здесь: Обзор налогов компаний.
Рубрики:
Советуем прочитать
Бенчмаркинг - сравнение показателей ключевых бизнес-процессов компании, с аналогичными показателями конкурентов. Как правило, для сравнения выбирают лучшие компании отрасли.
Налоговая нагрузка - процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика.