📗Книга: Налоговые риски: как выявлять и снижать >

Пеня по налогу (сбору)

Пе́ня по налогу (сбору) — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

1. Пеня

Пеня по налогу (сбору) — это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня регулируется ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

2. Размер пени

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной[ 1 ] (п. 4 ст. 75 НК РФ):

1) для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка;

2) для организаций[ 2 ]:

— за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время Ставки рефинансирования Центрального банка;

— за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Пример

Крайний срок уплаты НДС 25 июля. Сумма НДС, подлежащая уплате 100 000 рублей. Налогоплательщик уплатил налог 30 июля (просрочка 5 дней).

Ставка рефинансрования ЦБ РФ 10%.

Сумма пени составит: 100 000 * 10% : 300 * 5 = 166,67 рублей.

3. Пени не признаются расходом

Пени за неуплату налога не признаются расходом по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) и УСН. Это означает, что пени за неуплату налога (сбора) не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль или УСН.

4. Отражение в бухучете

В бухгалтерском учете начисление пени по налогам отражается в учете проводкой:

Д 99 – К 68 — на сумму пени

5. Сумма пени не может превышать сумму недоимки

Такое правило было введено с 2019 года изменениями в п. 3 ст. 75 НК РФ, внесенными Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ:

"Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки."

Правило применяется в отношении недоимки, образовавшейся после дня вступления в силу этого Федерального закона — 27.12.2018 (п. 5 ст. 9 Закона).

6. Включается ли день уплаты налога в расчет пени?

С 2019 года день уплаты налога включается в расчет пени. Это прямо предусмотренно п. 3 ст. 75 НК РФ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ.

Правило применяется в отношении недоимки, образовавшейся после дня вступления в силу этого Федерального закона — 27.12.2018 (п. 5 ст. 9 Закона).

До 2019 года:

Вопрос не был урегулированным. Так, НК РФ определяет дату начала исчисления пени, но не определяет, когда начисление пени прекращается.

Так, п. 3 ст. 75 НК РФ указывает:

«Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога…».

При этом правил, относительно даты окончания для начисления пени, нет.

Так, в указанном выше примере просрочка была посчитана как 5 дней. Но если день уплаты налога (30 июля) не считать в расчете, то пени нужно посчитать за 4 дня.

Позиция, что в расчет пени включается и день уплаты налога сформулирована в Разъяснении ФНС РФ от 28.12.2009, п. 57, 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.06.16 № Ф02-2811/2016.

Но Минфин РФ высказал позицию, что день уплаты налога в расчет пени не включается (Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/39318). Такой же вывод был сделан ФНС в Письме ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@, в разделе VII приказа ФНС России от 18.01.12 № ЯК-7-1/9@. В связи с этим, нередко налоговики при расчете пени не считают день уплаты налога.

По страховым взносам

Для страховых взносов этот вопрос решается следующим образом:

С 1 января 2017 года пени по страховым взносам начисляются по правилам НК РФ (то есть в указанном выше порядке).

С 01.01.2015 по 01.01.2017 пени по страховым взносам считаются по день оплаты включительно. На это прямо указывал ст. 25 Федерального закона 24.07.09 № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, действующей с 01.01.2015):

«Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.»

До 01.01.2015 года пени по страховым взносам считались по день, предшествующий платежу (письмо Минтруда России от 16.05.14 № 17–4/В-211) - то есть день уплаты страховых взносов в расчет пени не включался.

7. Разъяснения и судебная практика

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2020 N 305-ЭС20-2879 по делу N А40-86746/2019:

... пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет — она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов и, одновременно, является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена своевременно. В последнем случае основанием взимания пени по существу выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны. Пеня не является мерой штрафного характера (наказанием) и не может приобретать такой характер.

8. Статья 75. Пеня НК РФ

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

для организаций:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

1) за налоговый период 2015 года - начиная с 1 мая 2017 года;

2) за налоговый период 2016 года - начиная с 1 июля 2018 года;

3) за налоговый период 2017 года - начиная с 1 июля 2019 года.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).


Примечания

1) до 01.10.2017 пеня была равна 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Минфин РФ обратил внимание на изменения в законодательстве с 01.10.2017 (Письмо Минфина России от 18.07.2018 N 03-02-08/50219):

"в отношении недоимки, образовавшейся у организации до 01.10.2017, пени начисляются исходя из одной трехсотой действовавшей в дни просрочки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации."

2) В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года ставка пени для организаций принимается равной 1 / 300 ставки рефинансирования Центрального банка. Это правило применяется и в отношении недоимки, которая возникла до вступления в силу закона (Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ).


Рубрики:

Налоговый справочник

Налоговый контроль

Советуем прочитать

Последствия неуплаты налога в срок — установленные законодательством последствия, которые могут быть применены к налогоплатетельщику, который не уплатил налог в срок.

Сроки уплаты налогов физическими лицами

Ставка рефинансирования Центрального банка

Пени по налогам для организаций установлены в льготном размере 1 / 300 от КЦБ до конца 2023 г. >

Организации уплачивают пени, за просрочку уплаты налогов (сборов) в период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года по ставке равной одной трехсотой действующей в этом периоде ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (за каждый день просрочки).

Внешние ссылки