Принцип страны назначения при взимании косвенных налогов (НДС, акцизы)

Принцип страны назначения при взимании косвенных налогов (НДС, акцизы) — принцип взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), который применяется во взаимной торговле в большинстве стран мира. Этот принцип предусматривает применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Комментарий

Принцип страны назначения при взимании косвенных налогов (НДС, акцизы) — это принцип взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), который применяется во взаимной торговле в большинстве стран мира. Этот принцип предусматривает применение ставки 0% НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Принцип страны назначения применяется, к примеру, во взаимной торговле между странами Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения) и закреплен в статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014):

"1. Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте."

Принцип страны назначения применяется в России и по отношении к другим странам мира. Так, в случае реализации товаров на экспорт, предусмотрено применение ставки НДС 0% (п. 1 ст. 164, ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Пример

Российская организация реализует товар на экспорт в Евросоюз. В этой ситуации российский экспортер применяет ставку НДС 0%, которая предусмотрена статьей 164 Налогового кодекса. Импортер из Евросоюза уплачивает НДС при ввозе товара на территорию Евросоюза.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации (импорт) облагается НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ)

Пример

Российская организация приобретает товар у организации из Евросоюза. В этой ситуации европейский экспортер применяет ставку НДС 0%. Российская же организация уплачивает НДС таможенным органам при ввозе товара на территорию России.

Разъяснения и практика

В пункте 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 31-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 12 пункта 1 и пункта 3 статьи 164, а также пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой компании "Gazprom Neft Trading GmbH" разъяснено:

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, по общему правилу, обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров осуществляется в стране назначения (принцип страны назначения). Данный принцип предполагает взимание налога на добавленную стоимость со всех товаров (работ, услуг), которые ввозятся в страну для конечного потребления вне зависимости от места их производства (определения от 15 мая 2007 года N 372-О-П, от 5 февраля 2009 года N 367-О-О, от 2 апреля 2009 года N 475-О-О и др.). Взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения с одновременным предоставлением права на применение налоговой ставки 0 процентов к экспортным операциям направлено в том числе на поддержание экспорта и усиление конкурентоспособности товаров, экспортируемых из Российской Федерации. При этом установление нулевой ставки налога создает фикцию обложения налогом (без его уплаты) и у налогоплательщика возникает право на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам.

Нарушение принципа взимания налога на добавленную стоимость в стране назначения в тех случаях, когда единая экспортная хозяйственная операция по транспортировке груза за пределы территории Российской Федерации разбивается в результате обстоятельств непреодолимой силы на несколько составляющих (этапов), в частности когда транспортировка груза на внутрироссийском этапе перевозки облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов, создает неблагоприятные условия для ценовой конкуренции для российских товаров на международных рынках, что не может соответствовать конституционному требованию поддержки конкуренции (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации).

При этом взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения не только обусловлено целью поддержания конкуренции, избежания двойного налогообложения операции в стране происхождения и в стране назначения, но и предопределяется правовой природой указанного налога как налога на потребление, поскольку потребление экспортируемых товаров происходит именно в стране назначения.

Верховный суд России в Определении от 13.11.2015 № 307-КГ15-7495 разъяснил принцип страны назначения:

Применение данного принципа подразумевает, что юрисдикцией по взиманию налога обладает то государство, в котором происходит потребление товара (страна ввоза), а не страна его изготовления (страна вывоза). Соответственно, исключается уплата налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в другие страны, но одновременно разрешается взимание налога при импорте товаров, ввозимых из третьих стран.

При этом по общему правилу налоговое бремя в виде «входящего» налога, оплаченного экспортером в цене приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, не должно возлагаться на такого налогоплательщика, который не является лицом, осуществившим потребление товаров, но в силу взимания налога по принципу страны назначения не имеет возможности переложить бремя уплаты налога на иностранного покупателя в цене реализуемых товаров, как это имело бы место во внутренней торговле. В этих целях за налогоплательщиком-экспортером сохраняется право на вычет сумм «входящего» налога и его возмещение из бюджета.

В развитие принципа страны назначения положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов при налогообложении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. В свою очередь сохранение за налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов при совершении таких операций прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса.


Рубрики:

Налог на добавленную стоимость

Советуем прочитать

Ввозной НДС — НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Внутренний НДС — НДС, уплачиваемый при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.

Акциз — налог, который уплачивается при производстве некоторых товаров (подакцизные товары). Акциз является косвенным налогом. Акциз федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

НДС при импорте (ввозной НДС, таможенный НДС) — НДС, который уплачивается при ввозе товаров на территорию России.

Ставка НДС 0% — применяется при реализации товаров на экспорт и оказании услуг (выполнении работ), связанных с экспортом товаров.