Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий — это юридические средства, позволяющие выделить (индивидуализировать) организации и ИП, реализуемые ими товары, работы или услуги от других субъектов экономической деятельности, от реализуемых другими лицами товаров, работ, услуг. Средства индивидуализации повышают узнаваемость, помогают увеличению объёма продаж, увеличению доли рынка.
К средствам индивидуализации относятся — фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение.
Комментарий
Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий указаны в главе 76 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которая регулирует "Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий". Средства индивидуализации являются интеллектуальной собственностью.
По своей сути, средства индивидуализации это словесные, визуальные, звуковые и иные обозначения, предназначенные для выделения субъектов, товаров, работ и услуг на рынке, среди других участников рынка (товаров, работ и услуг). Средства индивидуализации выделяют участника рынка или его продукты среди других, что может давать существенное преимущество завоевании доли рынка.
К средствам индивидуализации относятся:
✅ Фирменное наименование (пар. 1 гл. 76 ГК РФ) — фирменное наименование юридического лица, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Пример (АФК "Система")
Полное фирменное наименование на русском языке:
Публичное акционерное общество «Акционерная финансовая корпорация «Система»
Сокращенное фирменное наименование на русском языке:
ПАО АФК «Система»
Полное наименование на английском языке:
Sistema Public Joint Stoсk Financial Corporation
Сокращенное наименование Общества на английском языке:
Sistema PJSFC
✅ Товарный знак (пар. 2 гл. 76 ГК РФ) — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
✅ Знак обслуживания (пар. 2 гл. 76 ГК РФ) — обозначение, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг, удостоверяемое свидетельством на знак обслуживания.
✅ Наименование места происхождения товара (пар. 3 гл. 76 ГК РФ) — обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Примеры НМПТ
«Абрау-Дюрсо»
«Астраханский арбуз»
«Башкирский мед»
«Белевская пастила»
«Вологодское масло»
«Гжель»
«Тульский пряник»
«Хохлома»
✅ Коммерческое обозначение — средство индивидуализации предприятия любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Пример коммерческих обозначений
Магазин «На углу»
Ресторан «У реки»
Столовая «У Афанасия»
Рубрики: