Телеграм   Вконтакте

Бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое владеет организацией (долями, акциями) прямо, косвенно или через других лиц.

Термин "Бенефициарный владелец" на английском языке — "beneficial owner".

Комментарий

За каждой коммерческой организацией стоит владельцы — физические лица. Владение может быть через несколько звеньев организаций, но всегда в конце стоят конкретные физические лица. Эти физические лица и называются как "бенефициарные владельцы".

Пример

100% уставного капитала ООО "Альфа" владеет "Indigo" Ltd.

В свою очередь 100% уставного капитала "Indigo Ltd" владеет Иванов.

Иванов — Бенефициарный владелец ООО "Альфа".

Цепочки владения, конечно же, могут более сложными и запутанными.

Выявление бенефициарного владельца может производиться контролирующими органами как в налоговых целях (выявление случаев уклонения от уплаты налогов через офшорные зоны), так и с целью выявление иных экономических преступлений.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержит два близких определения понятию "Бенефициарный владелец":

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (п. 8 ст. 6.1.).


Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо (ст. 3);

Клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

В России введена обязанность юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах. Эта обязанность установлена статьей 6.1. вышеуказанного закона и была впервые введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 215-ФЗ, который вступил в силу с 21.12.2016.

Так, указывается, что юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений:

фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Юридическое лицо обязано (п. 3 ст. 6.1.):

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации.

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 6.1.).

Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев (п. 4 ст. 6.1.).

Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных (п. 5 ст. 6.1.).

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти.

При получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе (п. 4).

Предусматривается предоставление сведений в электронной форме или на бумажном носителе (п. 2).

Для сведений в электронной форме структура и формат запроса в электронной форме, структура и формат передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения, порядок формирования и обращения электронных документов, а также форма кодирования электронного сообщения и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при его формировании, определяются приказом Федеральной налоговой службы по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 9).


Выявлением реальных бенефициаров бизнеса занимаются налоговые и следственные органы, при проверках (расследовании) налоговых правонарушений и преступлений. Так, в Письме ФНС России от 30.12.2022 N СД-4-18/17916@ «Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения» отмечено:

Во исполнение п. 4.2.5 протокола расширенного совместного заседания коллегий Федеральной налоговой службы, Следственного комитета Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, состоявшегося 03.12.2021, Управлением обеспечения процедур банкротства ФНС России совместно с Контрольным управлением ФНС России во взаимодействии с управлением процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета и ГУЭБиПК МВД России проведен анализ успешных практик выявления и привлечения к уголовной ответственности реальных выгодоприобретателей от совершения налоговых преступлений.

Информация в части успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения проанализирована в отношении 45 налогоплательщиков.

В результате анализа релевантных сведений установлено, что из 45 налогоплательщиков реальные бенефициары из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников выявлены в 31 случае (68,9%); из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого экономически необоснованную выгоду, реальные бенефициары выявлены в 14 случаях (31,1%).

Пример из судебной практики

В 2010-2011 гг. банк уплачивал проценты по договорам займа в пользу люксембургской сестринской компании и не удерживал налог у источника на проценты согласно Договору об избежании двойного налогообложения с Люксембургом.

Налоговые органы указали, что источниками средств по займам, выданным банку, были денежные средства, полученные люксембургской компанией от общего итальянского акционера, которому впоследствии было перечислено около 70% от суммы процентов. Налоговые органы применили соглашение об избежании двойного налогообложения с Италией и обложили всю сумму выплаченных из России процентов по ставке 10%.

Постановление арбитражного суда Московского округе от 04.10.2016 г. по делу № А40-241361/2015.

Ответственность

За нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах установлена ответственность статьей 14.25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП):

"Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, —

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей."


Рубрики:

Налоговый справочник

Юридический справочник

Справочник

Советуем прочитать

Концепция бенефициарного собственника - применяемая в налогообложении концепция, согласно которой льгота в виде пониженной ставки налога при выплате доходов иностранной компании, применяемая согласно международного соглашения, применяется только если эта иностранная компания является бенефициарным собственником.

Офшор (Оффшор)