Основные принципы бухгалтерского учета (допущения и требования) — основные допущения и требования (принципы), применяемые в бухгалтерском учете.
Комментарий
Основными принципами бухгалтерского учета признаются принятые допущения и требования:
Допущения бухгалтерского учета:
✔ имущественная обособленность;
✔ непрерывность деятельности организации;
✔ последовательность применения учетной политики;
✔ временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления).
Требования бухгалтерского учета:
✔ полнота учета;
✔ осмотрительность;
✔ приоритет содержания над формой;
✔ непротиворечивость;
✔ рациональность.
Основные принципы бухгалтерского учета определены, в частности, в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Так, допущения определены в пункте 5 ПБУ 1/2008:
При формировании учетной политики предполагается, что:
— активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
— организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
— принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
— факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Требования определены в пункте 6 ПБУ 1/2008:
Учетная политика организации должна обеспечивать:
— полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
— своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
— большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
— рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).
Пример
Из принципа осмотрительности вытекает обязанность организаций создавать резерв по сомнительным долгам.
Так, п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) определяет:
Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Рубрики:
Советуем прочитать
Принцип имущественной обособленности организаций — один из принципов бухгалтерского учета, означающий: Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Бухгалтерский счет — учетная единица, которая используется для бухгалтерского учета информации об однородных активах, обязательствах, капитале.
Первичные учетные документы — документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни организации. К первичным учетным документам относятся накладные, составляемые при передаче товара от одного лица другому, счета, на основании которых проводится оплата, путевые листы на автотранспорт и т.д.