Телеграм   Вконтакте

Результаты инвентаризации

Результаты инвентаризации — выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств представляет собой процедуру выявления их фактического наличия, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств в бухгалтерском учете регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» (утв. Приказом Минфина России от 13.01.2023 N 4н).

Термин "результаты инвентаризации" определен в Информационном сообщении Минфина России от 12.04.2023 N ИС-учет-44 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»:

Результаты инвентаризации — выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации подлежат отражению в бухгалтерском учете на основании их квалификации, утвержденной руководителем экономического субъекта по представлению лица (лиц), на которое (которые) возложено проведение инвентаризации (п. 9 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»). Под квалификацией результатов инвентаризации понимается определение:

а) объектов инвентаризации, оказавшихся в излишке;

б) утраченных активов и активов, оказавшихся испорченными (поврежденными) (далее вместе - недостача активов) в пределах, сверх или в отсутствие норм естественной убыли;

в) возможности использования активов, оказавшихся испорченными (поврежденными), либо их продажи;

г) наличия пересортицы активов;

д) наличия оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В частности, при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 10 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»):

а) результаты инвентаризации относящихся к запасам активов, проведенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период наименьших остатков таких активов, регистрируются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризация, но не позднее последнего календарного дня отчетного года;

б) результаты инвентаризации активов, проведенной не ранее 1 октября отчетного года, допускается регистрировать в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризация, но не позднее последнего календарного дня отчетного года;

в) результаты инвентаризации иных объектов инвентаризации регистрируются в бухгалтерском учете последним календарным днем отчетного года.

Результаты инвентаризации подлежат принятию к бухгалтерскому учету в следующей оценке, определяемой на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 11 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»):

а) активы, оказавшиеся в излишке, - по их справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов;

б) недостача активов - по балансовой стоимости активов;

в) расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств, за исключением указанных в подпункте "г" настоящего пункта, - в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженность, обязательства и признаваемых правильными экономическим субъектом;

г) расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств - в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами.

Результаты инвентаризации подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке (п. 12 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»):

а) стоимость активов, оказавшихся в излишке, относится на доходы экономического субъекта;

б) стоимость утраченных активов, а также активов, оказавшихся испорченными (поврежденными) и не подлежащих использованию или продаже, относится на виновных и (или) иных лиц (при наличии оснований для ее возмещения, в том числе намерения экономического субъекта предъявить требование такого возмещения) или на расходы экономического субъекта (при отсутствии оснований для ее возмещения);

в) стоимость активов, оказавшихся испорченными (поврежденными), но подлежащих использованию либо продаже, корректируется на сумму обесценения в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета;

г) выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности и обязательств, по которым срок исковой давности истек, а также иных долгов, нереальных для взыскания, списываются с бухгалтерского баланса в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета;

д) выявленные при инвентаризации расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств, отличных от указанных в подпункте "г" настоящего пункта, отложенных налоговых активов и обязательств доначисляются или досписываются в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета.


Рубрики:

Справочник по бухучету

Советуем прочитать

Инвентаризация активов и обязательств
Процедура выявления фактического наличия активов и обязательств, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета.
Документооборот в бухгалтерском учете
Движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).
Документы бухгалтерского учета
Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Оправдательный документ
Содержащий информацию о факте хозяйственной жизни документ, на основании которого в первичный учетный документ включаются обязательные реквизиты. Примерами оправдательных документов являются: договор, кассовый чек, квитанция об оплате, судебный акт, торговый товарный счет.
Первичные учетные документы
Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни организации. К первичным учетным документам относятся накладные, составляемые при передаче товара от одного лица другому, счета, на основании которых проводится оплата, путевые листы на автотранспорт и т.д.
Регистры бухгалтерского учета
Документы, формируемые организацией, которые обобщают данные учета первичных документов.