Национальная система прослеживаемости товаров

Национальная система прослеживаемости товаров — система прослеживаемости товаров, созданная в ЕАЭС в целях обеспечения контроля легальности оборота товаров на единой таможенной территории Евразийского экономического союза на всех этапах их коммерческого использования от ввоза на единую таможенную территорию Союза до реализации в розничном звене.

Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза было подписано 29 мая 2019 года в городе Нур-Султане. Соглашение направлено на создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, на подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства - члена ЕАЭС, а также на обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

В России система прослеживаемости товаров введена с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ.

С 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. на территории Российской Федерации проводился эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В эксперименте участвовали налогоплательщики на добровольной основе. Эксперимент проводился на основании Постановления Правительства РФ от 25.06.2019 N 807 "О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления".

Эксперимент проводился по товарам, указанным в приложении к Постановлению Правительства РФ от 25.06.2019 N 807 (например, холодильники, морозильники, Машины стиральные, бытовые или для прачечных, Коляски детские).

Так, заявлены следующие цели эксперимента по прослеживаемости товаров (п. 2):

а) апробация полноты и достаточности функционирования информационной системы для сбора, учета, хранения и обработки сведений о товарах в целях обеспечения противодействия незаконному ввозу и обороту на территории Российской Федерации, включая ввоз и оборот контрафактных товаров, а также для выработки направлений дальнейшего развития механизма прослеживаемости товаров;

б) подтверждение подлинности товаров, стандартизация и унификация процедур учета их оборота на территории Российской Федерации;

в) повышение собираемости таможенных платежей и налогов;

г) оценка эффективности и результативности информационной системы;

д) подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации;

е) определение методики масштабирования информационной системы на товары, не указанные в приложении к настоящему Положению.

Суть системы прослеживаемости товаров

Система прослеживаемости товаров касается товаров, которые были ввезены на территорию единой таможенной территории Евразийского экономического союза.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости

Налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости (товары, подлежащие прослеживаемости), обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 2.3. ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

 

Право налоговиков истребовать документы, связанные с товарами, подлежащими прослеживаемости, при камеральных проверках

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий (п. 8.9. ст. 88 НК РФ):

1) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

2) между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

3) между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, указанных в настоящем пункте, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, выставляются в электронной форме

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев (п. 1.1. ст. 169 НК РФ):

1) реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

2) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

3) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.

Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 1.2. ст. 169 НК РФ).

 

Дополнительные сведения в счетах-фактурах для товаров, подлежащих прослеживаемости

В счетах-фактурах указываются сведения в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости (ст. 169 НК РФ):

16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

 

Национальную систему прослеживаемости товаров ведет ФНС России

На Федеральную налоговую службу Российской Федерации (ФНС РФ) возложена обязанность по ведению национальной системы прослеживаемости товаров. Так, 6.2. Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" указывает:

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий уполномоченного органа в сфере прослеживаемости товаров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

— создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров;

— сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;

— обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;

— контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в указанный перечень, утверждаются Правительством Российской Федерации.


Рубрики:

Налог на добавленную стоимость

Налоговый контроль

Советуем прочитать

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России (НК РФ).
Налогоплательщик (Плательщик сборов, Плательщик страховых взносов)
Лица на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС
Лица, которые освобождены от НДС.