Телеграм   Вконтакте

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН)

Автоматизированная упрощенная система налогообложения — экспериментальный специальный налоговый режим для малого бизнеса.

"Автоматизированную упрощенную систему налогообложения" обозначают сокращенно, как "АУСН", "АвтоУСН" или "Автоматизированная УСН".

АУСН введен в виде налогового эксперимента Федеральным законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", а также Федеральным законом от 25.02.2022 N 18-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Эксперимент проводится с 01.07.2022 года до 31.12.2027 в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане (ст. 1 ФЗ 17-ФЗ).

Применять АУСН могут организации и ИП, у которых за календарный год доходы, учитываемые при определении налоговой базы, не превысили 60 миллионов рублей (п. 23 ч. 2 ст. 3 ФЗ 17-ФЗ).

Средняя численность работников организаций и ИП за налоговый период не должна превышать 5 человек (п. 28 ч. 2 ст. 3 ФЗ 17-ФЗ).

Остаточная стоимость ОС организаций не должна превышать 150 млн. руб. (п. 14 ч. 2 ст. 3 ФЗ 17-ФЗ).

У налогоплательщика не должно быть филиалов или обособленных подразделений (п. 1 ч. 2 ст. 3 ФЗ 17-ФЗ).

Совмещать АУСН с другими налоговыми режимами не допускается (п. 19 ч. 2 ст. 3 ФЗ 17-ФЗ).

Налоговый период: календарный месяц (ст. 10 ФЗ 17-ФЗ).

Налоговая инспекция сама рассчитывает налог по итогам месяца (ч. 2, 3 ст. 12 ФЗ 17-ФЗ).

Организации и ИП освобождаются от представления:

✔ Декларации (ст. 13 ФЗ 17-ФЗ);

✔ Расчета по взносам (ч. 2 ст. 18 ФЗ 17-ФЗ);

✔ 6-НДФЛ (ч. 11 ст. 17 ФЗ 17-ФЗ);

✔ СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за исключением сведений об отдельных лицах, например работающих не по трудовому договору (п. 3 ст. 3 ФЗ 18-ФЗ);

✔ 4-ФСС (п. 6 ст. 3 ФЗ 18-ФЗ).

Налогоплательщик выбирает один из двух объектов обложения (ст. 5, ст. 11 ФЗ 17-ФЗ):

✔ Доходы. Ставка налога 8%.

✔ Доходы минус расходы. Ставка налога 20%. Минимальный налог 3% от доходов.


Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) запустила промо страницу по автоматизированной УСН:

🌎 https://ausn.nalog.gov.ru


АУСН во многом схож с Упрощенной системой налогообложения (УСН). Также как и при применении УСН:

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ч. 3 ст. 2 ФЗ 17-ФЗ).

Применение АУСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за некоторым исключением), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость) (ч. 4 ст. 2 ФЗ 17-ФЗ).

Применение индивидуальными предпринимателями АУСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за некоторым исключением), налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ) (ч. 5 ст. 2 ФЗ 17-ФЗ).

Организации и ИП, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС (за некоторым исключением) (ч. 6 ст. 2 ФЗ 17-ФЗ).

За и против

Основные преимущества АУСН:

1) Тариф страховых взносов 0% (ст. 18 ФЗ 17-ФЗ). Размер взносов на травматизм фиксированный: 2 040 руб. в год с ежегодной индексацией (пп. "б" п. 5 ст. 4 ФЗ 18-ФЗ). Тариф на 2023 г. составил 2 217 руб. (Постановление Правительства РФ от 25.11.2022 N 2146).

2) Организации и ИП освобождаются от представления:

✔ Декларации (ст. 13 ФЗ 17-ФЗ);

✔ Расчета по взносам (ч. 2 ст. 18 ФЗ 17-ФЗ);

✔ 6-НДФЛ (ч. 11 ст. 17 ФЗ 17-ФЗ);

✔ СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за исключением сведений об отдельных лицах, например работающих не по трудовому договору (п. 3 ст. 3 ФЗ 18-ФЗ);

✔ 4-ФСС (п. 6 ст. 3 ФЗ 18-ФЗ).

3) Открытый перечень расходов (при УСН он закрытый).

Основные недостатки АУСН:

1) Ставка налога выше, чем при УСН:

Доходы — ставка налога 8% (6% УСН).

Доходы минус расходы — ставка налога 20% (15% УСН). Минимальный налог — 3% от доходов (1% УСН).

2) Счета в банке могут быть открыты только в уполномоченных банках, утверждаемых ФНС.

3) Ограничение на осуществление ряда операций (например, посреднических).


Учитывая, что основная выгода АУСН, в сравнении с УСН, в отсутствии страховых взносов, АУСН может быть потенциально интересна:

Организациям и ИП имеющим работников и осуществляющим виды деятельности, для которых более подходит объект обложения "доходы минус расходы" (торговля, производство, работы и т.п.).

Налогоплательщики, применяющие объект обложения "доходы" могут зачитывать все или часть страховых взносов в счет налога УСН. Учитывая эту возможность, АУСН может не давать преимуществ таким налогоплательщикам.

ИП, не имеющий сотрудников уплачивает относительно небольшие страховые взносы. А если ИП применяет объект обложения "доходы", то он может зачитывать все страховые взносы в счет налога УСН. Таким налогоплательщикам АУСН может не давать преимуществ.

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения признаются (ст. 5 ФЗ 17-ФЗ):

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала календарного года, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения. В течение календарного года изменение объекта налогообложения не допускается.

Кто не вправе применять АУСН

Не вправе применять АУСН (п. 2 ст. 3 ФЗ 17-ФЗ):

1) организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения;

2) организации, состоящие на учете в налоговом органе по месту нахождения организации, и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено в субъекте Российской Федерации, не участвующем в эксперименте;

3) банки и небанковские кредитные организации;

4) страховщики;

5) негосударственные пенсионные фонды;

6) инвестиционные фонды;

7) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

8) ломбарды;

9) организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

10) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

11) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;

12) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

а) на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

б) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

в) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

14) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 миллионов рублей;

15) казенные и бюджетные учреждения;

16) иностранные организации;

17) микрофинансовые организации;

18) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);

19) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

20) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории Российской Федерации;

21) организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;

22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;

23) организации и индивидуальные предприниматели, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 60 миллионов рублей;

24) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

25) некоммерческие организации;

26) организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие работников для осуществления работ, указанных в списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 30 и статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";

27) организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие к трудовой деятельности физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

28) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает пять человек;

29) организации и индивидуальные предприниматели, имеющие счета, корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в кредитной организации, не включенной в реестр уполномоченных кредитных организаций, предусмотренный частью 5 настоящей статьи;

30) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам, облагаемых налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 3.1, 5 и 6 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, источниками доходов в натуральной форме, а также доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды в результате взаимоотношений с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями;

31) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплату доходов физическим лицам в наличной форме;

32) крестьянские фермерские хозяйства;

33) лица, применяющие особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 45.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Переход на АУСН

Организации и ИП, изъявившие желание перейти на АУСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на специальный налоговый режим, через личный кабинет налогоплательщика.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП уведомляют через личный кабинет налогоплательщика о переходе на специальный налоговый режим не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (ст. 4 ФЗ 17-ФЗ).

Разъяснения

Письмо ФНС РФ от 27 июня 2022 г. N СД-4-3/7908@:

... если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории проведения эксперимента, а фактически предпринимательскую деятельность осуществляет на территориях иных субъектов Российской Федерации, не включенных в эксперимент, такой налогоплательщик вправе применять АвтоУСН, при условии соблюдения требований и ограничений, установленных Федеральным законом N 17-ФЗ.

Например, в случае если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории г. Москвы, а торговую деятельность осуществляет на территории Воронежской области, то он вправе применять АвтоУСН.


Рубрики:

Налоговый справочник

Налогообложение малого бизнеса

Советуем прочитать

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из специальных налоговых режимов, предназначенный для малого бизнеса. Вместо НДС, налога на прибыль (или НДФЛ), налога на имущество (кроме имущества от кадастровой стоимости) уплачивается налог УСН.