Телеграм   Вконтакте

Встречная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка — истребование документов, относящихся к деятельности другого налогоплательщика, проверяемого налоговым органом.

Регулируется статьей 93.1. "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках" НК РФ.

Встречную проверку часто называют сокращенно, как "Встречка".

Комментарий

В законодательстве нет понятия "встречная проверка". Такое понятие существовало до 1 января 2007 г. Так, в абз. 2 ст. 87 НК РФ была определена "встречная проверка", как отдельный вид налогового контроля, проводимый в рамках камеральных и выездных налоговых проверок. Суть встречной проверки в том, что налоговый орган истребовал документы о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагентов и сопоставлял полученные данные с данными налогоплательщика.

С 1 января 2007 г. понятие "встречная проверка" было исключено из Налогового кодекса РФ, но была введена новая статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (п. 69 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Статья 93.1 НК РФ, не использует термин "встречная проверка", по сути предусматривает ту же процедуру, когда налоговый орган вправе истребовать документы о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Поэтому, истребование документов в рамках ст. 93.1 НК РФ часто называют по старому "встречная проверка".

Основные правила проведения встречной проверки:

Истребование документов (информации) при проведении налоговой проверки контрагента (п. 1 ст. 93.1. НК РФ)

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1. НК РФ).

Истребование документов (информации) инвестиционного товарищества (п. 1.1. ст. 93.1. НК РФ)

При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, следующие сведения за проверяемый период:

1) состав участников договора инвестиционного товарищества, включая сведения об изменениях состава участников указанного договора;

2) состав участников договора инвестиционного товарищества - управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;

3) доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;

4) доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;

5) доля каждого из управляющих товарищей и товарищей в общем имуществе товарищей;

6) изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1. НК РФ).

Истребование документов (информации) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1. НК РФ)

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

При проведении налоговой проверки в отношении иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, налоговый орган вправе при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, истребовать информацию в отношении операций по переводу денежных средств, осуществленных в адрес указанной иностранной организации, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1. НК РФ).

 

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (п. 5 ст. 93.1. НК РФ).

Ответственность

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 93.1. НК РФ).

Подробнее:

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 93.1. НК РФ).

Подробнее:

 

Пример из судебной практики

Суд признал правомерным истребование налоговым органом у банка документов и информации о клиенте банка, в том числе: банковские досье, карточки с образцами подписей, сведения о IP-адресах и т.д.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2018 по делу № А40-102190/18 ПАО «Банк «Возрождение»

Пример из судебной практики

Суд отметил, что документы и информация могут запрашиваться не только у контрагентов налогоплательщика, но и у иных лиц, которые могут обладать такими документами и информацией.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2017 N Ф05-3827/2017 по делу N А40-150804/2016


Рубрики:

Налоговый справочник