Телеграм   Вконтакте

Предварительные мероприятия налогового контроля (предпроверочный анализ налогоплательщика)

Предварительные мероприятия налогового контроля (предпроверочный анализ налогоплательщика) — комплекс мероприятий налогового органа по сбору, изучению и анализу информации о налогоплательщике для того, чтобы сделать выводы о возможных правонарушениях и принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

В законодательстве не определено понятие "предварительные мероприятия налогового контроля" или "предпроверочный анализ налогоплательщика", но налоговики, до принятия решения о проведении выездной налоговой проверки изучают налогоплательщика, его налоговые риски и возможные правонарушения. Это и называют как "предварительные мероприятия налогового контроля" или "предпроверочный анализ налогоплательщика". По результатом такого анализа налоговики определяют, проводить ли в отношении налогоплательщика выездную налоговую проверку, в каком объёме.

Предпроверочный анализ проводится на основании всех имеющихся у налогового органа данных о налогоплательщике. Например, может использоваться информация и документы, полученные в ходе прошлых налоговых проверок, а представленная отчетность, сведения, полученные от других государственных органов, информация о налогоплательщике из открытых источников.

Кроме того, налоговики могут запросить информацию о конкретных сделках у контрагентов налогоплательщика (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

По результатам предпроверочного анализа налогоплательщику может быть предложено самостоятельно уплатить налог (исключить необоснованный расход, вычет).

Предпроверочный анализ может иметь преимущества и для самого налогоплательщика. Так, если налоговый орган выявит правонарушение и в рамках "предпроверки" предложить скорректировать налоговые обязательства, то налогоплательщик, исполнивший такое требование, не подвергается штрафу и сумма пени будет существенно меньше, чем если такое правонарушение будет выявлено позже, в рамках выездной налоговой проверки.

Какой либо процедуры предпроверочного анализа законодательно не установлено. Соответсвенно и нет какой-либо утвержденной формы, фиксирующей правонарушения. На практике, налоговые органы могут составлять "протокол", по сути, напоминающий акт камеральной налоговой проверки, с указанием выявленного правонарушения, его обовнованием и предложением уплатить налог, скорректировать свои налоговые обязательства.

Налогоплательщик не обязан исполнять рекомендации по такому протоколу. Но, в случае отказа налогоплательщика от исполнения рекомендаций, указанных в протоколе, в его отношении может быть начата выездная налоговая проверка.

Предпроверочный анализ упоминается в официальных документах.

«Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения.» >

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовала «Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения.» (Письмо ФНС России от 30.12.2022 N СД-4-18/17916@).

Документ согласован со Следственным комитетом России и МВД России.

В своём письме ФНС сообщила о наиболее эффективных мероприятиях, проводимых с участием и правоохранителей. Приведены примеры из уголовных дел по налоговым преступлениям.

Комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности налогоплательщика.

С целью выявления реального бенефициара (выгодоприобретателя) на стадиях проведения предпроверочного анализа и доследственной проверки осуществляется комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности должника, в том числе:

— анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов в результате уклонения от уплаты налогов;

— поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;

— получение информации от Росфинмониторинга для установления лиц, являющихся конечными получателями доходов в результате уклонения от уплаты налогов, а также определения лиц, являющихся руководителями (учредителями) оффшорных компаний;

— направление запроса в кредитные организации о бенефициарном владельце должника в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

— анализ выстроенной должником модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды.


Рубрики:

Налоговый справочник

Справочник

Советуем прочитать

Выездная налоговая проверка
Налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.