Телеграм   Вконтакте

BEPS (Base erosion and profit shifting)

BEPS (Base erosion and profit shifting) (анг.) — эрозия налоговой базы и перемещение прибыли.

Термин, обозначающий деятельность некоторых налогоплательщиков по уходу от налогов путем перевода доходов и прибыли в юрисдикции с пониженным налогообложением (Офшор (Оффшор)).

Комментарий

Термин BEPS (Base erosion and profit shifting) был введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), когда в 2013 г. она подготовила и опубликовала План действий по вопросу эрозии налоговой базы и перемещению прибыли (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting). Этот отчет опубликован в сети интернет по адресу: dx.doi.org/10.1787/9789264202719-en.

В этом документе ОЭСР опубликовал анализ некоторых применяемых налогоплательщиками схем, а также меры, которые будут разработаны и рекомендованы государствам к применению, с целью противодействия вывода налоговой базы в низконалоговые страны. Сроки реализации предлагаемых мер указаны в тексте документа и составляют от 1 до 2-х лет.

В развитие BEPS была принята "Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (Заключена в г. Париже 24.11.2016). Конвенция применяется в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения, на которые он распространяется, не ранее 01.01.2021, после направления по дипломатическим каналам ОЭСР и государствам - партнерам по соглашениям уведомлений о завершении внутригосударственных процедур, соответствующих готовности РФ начать применение данного документа.

Обзор BEPS

Глава 1 Введение (Chapter 1 Introduction)

В докладе ОЭСР отмечается, что глобализация экономики привела к тому, что Транснациональные компании (ТНК) получили возможность существенно снижать налоговые обязательства по месту осуществления своей деятельности путем перевода прибыли, доходов в другие, низконалоговые государства. Отмечается, что это наносит вред для экономики:

- государство, по месту осуществления операций, теряет налоги;

- потеря государства на налогах ведет к тому, что налоговое бремя распределяется на других налогоплательщиков;

- среднему и малому бизнесу сложно конкурировать с ТНК, так как они не могут использовать международные способы оптимизации налогообложения.

Отмечается, что слишком низкая эффективная налоговая ставка ТНК может привести к репутационным потерям.

Глава 2 Предпосылки (Chapter 2 Background)

Существуют слабости во взаимодействии налоговых систем государств

Отмечается, что несмотря на то, что государства с 1920-х годов активно взаимодействуют между собой, чтобы, прежде всего, устранить двойное налогообложение, встречаются случаи, когда расход, признанный налогоплательщиком в одной стране, не признается доходом или облагается налогом по номинальной ставке контрагентом налогоплательщика в другой стране. Это дает почву для ухода от налогообложения так как нарушается принцип зеркальности налогообложения - расход одного налогоплательщика, доход другого. Встречаются случаи так называемого двойного неналогообложения (double non-taxation, анг.) - когда доход не облагается налогом ни в одном из государств.

Случаи, когда налоговая выгода достигается злоупотреблением нестыковки налоговых систем государств или упущениями в международных соглашениях нарушают справедливость и равенство налогообложения.

Рост цифровой экономики

В цифровой экономике существенную долю играют нематериальные активы. С ростом цифровой экономики возникают вопросы правильного определения того, как формируется добавленная стоимость продукта. От правильного определения этих вопросов зависит распределение налоговой базы между государствами по международным операциям.

Глава 3 План действий (Chapter 3 Action Plan)

Предлагается следующий план действий против эрозии налоговой базы и перемещения прибыли:

Изменения в международные типовые соглашения. в том числе об избежании двойного налогообложения:

Отмечается, что эти изменения будут разработаны с учетом накопившейся практики использования некоторыми налогоплательщиками схем с использованием недочетов в международных соглашениях, приводящих к двойному неналогообложению или налогообложению по низким ставкам. Изменения сделают недопустимым ситуацию, когда добавленная стоимость формируется в одной стране, а прибыль от этих операций переносится в другой.

Особое внимание будет уделено вопросу, когда в структуру сделок включается компания из третьей страны, особенно, когда эта компания выступает просто как прослойка и не привносит добавленной стоимости.

Будут выработаны рекомендации по доработке правил трансфертного ценообразования так, чтобы при расчете налоговых обязательств они как можно больше учитывали вклад в добавленную стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) каждой компаний группы.

 

Отмечается, что успех плана возможен только в случае увеличения прозрачности бизнеса с одной стороны и предсказуемости налоговых правил для бизнеса. Так, главный инструмент налоговых органов - налоговые проверки, часто наталкивается на непреодолимые трудности в связи со сложностью и запутанностью цепочки международных сделок.

Действие 1 (ACTION 1)

Решение налоговых проблем цифровой экономики.

Определить сложности налогообложения цифровой экономики. Например, изучить возможность компаний иметь фактическое присутствие в экономике другого государстве через электронные средства, и при этом не подлежать в этом государстве налогообложению, по существующим правилам.

Изучить существующие бизнес модели цифровой экономики, цепочки создания стоимости и, соответственно, скорректировать налоговые правила соответствующим образом.

Изучить справедливость уплаты НДС и налога с продаж по трансграничным операциям.

Действие 2 (ACTION 2)

Скорректировать международные правила налогообложения таким образом, чтобы нейтрализовать применение так называемых гибридных инструментов и структур (hybrid instruments and entities), которые приводят к двойному неналогообложению, двойному вычету, долгосрочной отсрочке налога.

Для этих целей предлагается:

(i) Изменить модельную конценцию ОЭСР (OECD Model Tax Convention) таким образом, чтобы гибридные инструменты и структуры (так же, как и организации с двойным резидентством) не позволяли получать налоговые преимущества.

(ii) Изменить национальные законодательства таким образом, чтобы предотвратить вычет или не признание дохода по платежам, которые вычитаются из налоговой базы у плательщика.

(iii) Включить в национальные законодательства правило о запрете вычета по платежам, которые не включаются в доход получателя (и не являются объекта обложения по контролируемым иностранным компаниям).

(iv) Включить в национальные законодательства правило о запрете вычета по платежам, которые также подлежат вычету в другом государстве.

(v) Скоординировать предлагаемые корректировки между государствами и ОЭСР.

Действие 3 (ACTION 3)

Усиление правил о контролируемых иностранных компаниях (см. Контролируемая иностранная компания).

Отмечается, что в прошлые годы ОЭСР не уделял этому вопросу достаточно внимания. В то же время, правила о контролируемых иностранных компаниях позволяют успешно боролься со злоупотреблениями при выводе прибыли в низконалоговые юрисдикции, так как позволяют включать в налоговую базу прибыль иностранных компаний, если ими владеет бенефициар этого государства.

Действие 4 (ACTION 4)

Ограничение эрозии налоговой базы через вычеты процентов по заемным обязательствам и через иные финансовые инструменты.

Отмечается, что ОЭСР планирует ограничить возможность применения схем, когда проценты по заемным обязательствам признаются расходов для налога на прибыль для налогоплательщика в одном государстве и эти же проценты не облагаются налогом на прибыль у получателя в другом государстве.

Действие 5 (ACTION 5)

Противодействовать пагубным налоговым практикам (harmful tax practices) более эффективно, принимая во внимание принципы прозрачности и сущности.

ОЭСР в 1998 году издало исследование пагубных налоговых практик. Предполагается продолжить выработку мер, противодействующих таким налоговым практикам, с помощью увеличения прозрачности сделок для контролирующих органов и анализа сути проводимых сделок (см. Приоритет содержания перед формой).

Действие 6 (ACTION 6)

Предотвращение возможности злоупотребления международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (см. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения).

Как показала практика, международные соглашения хорошо зарекомендовали себя. В то же время, они рассчитаны на взаимоотношения налогоплательщиков из двух договаривющихся в соглашении государств. В случае, когда в экономические взаимоотношения включаются налогоплательщики еще и из других стран, возникают ситуации, когда есть возможность злоупотребления и перевода налоговой базы через транзитные структуры в низконалоговые юрисдикции. ОЭСР планирует скорректировать проекты международных соглашений таким образом, чтобы исключить возможность злоупотребления такими соглашениями.

Действие 7 (ACTION 7)

Предотвратить возможность искусственного избежания статуса постоянного представительства (см. Постоянное представительство).

Во многих государствах иностранная компания может организовать реализацию своих товаров таким образом, что деятельность ее сотрудников на территории другого государства, куда товары реализуются, будет рассматриваться как деятельность не приводящая к образованию постоянного представительства. В результате, налоговых обязательств в этом другом государстве у нее не возникает, так как прибыль считается полученной вне деятельности на территории этого другого государства. Такой налоговый режим намного выгоднее ситуации, когда товар иностранной компании реализуется через местных дистрибуторов, которые платят налоги со своей части добавленной стоимости.

ОЭСР планирует скорректировать Международные соглашения об избежании двойного налогообложения таким образом, чтобы такое искусственное избежание статуса Постоянного представительства было невозможным.

Действие 8, 9, 10 (ACTION 8, 9, 10)

Скорректировать правила трансфертного ценообразования таким образом, чтобы ценообразование еще больше соответствовало созданию добавленной стоимости.

Отмечается, что правила трансфертного ценообразования в целом сыграли и продолжают играть положительную роль в налогообложении (см. Трансфертное ценообразование). В то же время, некоторые транснациональные компании находят лазейки, позволяющие манипулировать ценами сделок с целью вывода налоговой базы в низконалоговые юрисдикции. Такое манипулирование трудно контролируется, если сделки связаны с нематериальными активами, продажей компаний. Перераспределяя риски по договору можно также переносить налоговую базу в "нужную" юрисдикцию. В связи с этим, ОЭСР планирует:

В отношении нематериальных активов (Действие 8) планируется введение правил: (i) дающих четкое определение понятию Нематериальный актив; (ii) позволяющих перераспределять прибыль по сделкам с использованием нематериальных активов в соответствии с созданием добавленной стоимости; (iii) развивающих положения по сделкам с трудно оцениваемым нематериальным активам; (iv) корректирующих положения по распределению расходов по контролируемым сделкам.

В отношении рисков и капитала (Действие 9) планируется развивать правила, предотвращающие вывод налоговой базы в связи с распределением риском капитала в группе.

В отношении иных сделок высокой группы риски (Действие 10) развивать правила, предотвращающие перевод налоговой базы по сделкам, которые очень редко встречаются между независимыми налогоплательщиками. Эти правила включают: (i) прояснение характеристики сделок (ii) уточнение методов трансфертного ценообразования, особенно метода распределения прибыли, в контексте цепочки добавленной стоимости. (iii) выработать меры по таким широкораспространенным методам вывода налоговой базы, как плата за управление, компенсация расходов головного офиса.

Действие 11 (ACTION 11)

Выработать метоологию со сбору и анализу данных по размыванию налоговой базы.

Действие 12 (ACTION 12)

Обязать налогоплательщиков раскрывать налоговым органам применяемые агрессивные схемы налоговой оптимизации.

Действие 13 (ACTION 13)

Скорректировать требования к представляемой документации по трансфертному ценообразованию (см. Трансфертное ценообразование) таким образом, чтобы все государства, задействованные в сделке могли видеть всю картину создания добавленной стоимости и распределения расходов и налоговой базы.

Действие 14 (ACTION 14)

Сделать механизм разрешения споров более эффективным.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают так называемые взаимосогласительные процедуры (mutual agreement procedure (MAP)) для разрешения споров по налоговым вопросам в связи с применением соглашения. Предполагается упростить и сделать более эффективным этот механизм.

Действие 15 (ACTION 15)

Разработать многосторонние инструменты.

Отмечается, что ОЭСР планирует разработать многосторонние механизмы, которые позволят регулировать вопросы международного налогообложения. Эти много сторонние механизмы будут применяться в дополнение к ныне существующим двухсторонним соглашениям. Применение многосторонних соглашений позволит избежать пробелов в законодательстве, используемых для недобросовестной налоговой оптимизации.


Рубрики:

Трансфертное ценообразование

Взаимозависимые лица

Налоговое планирование

Советуем прочитать

Офшор (Оффшор)

Контролируемые сделки

Внешние ссылки

dx.doi.org/10.1787/9789264202719-en - (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting)