АИС Налог-3 — автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ).
Разъяснение
АИС Налог-3 — это автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ), которая используется для служебных целей ФНС РФ. Благодаря АИС Налог-3 налоговики имеют возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.
Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") было утверждено Приказом ФНС РФ от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@.
Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")"
В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы приказываю:
1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") (далее - Положение) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.
Руководитель Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ (АИС "НАЛОГ-3")
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - АИС "Налог-3"), структуру и основные функции АИС "Налог-3", пользователей АИС "Налог-3", порядок обеспечения доступа к АИС "Налог-3", правовой статус программно-технических средств АИС "Налог-3", правила информационного взаимодействия АИС "Налог-3" с иными информационными системами.
II. Назначение и задачи АИС "Налог-3"
2. АИС "Налог-3" представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее - Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.
3. АИС "Налог-3" создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.
4. АИС "Налог-3" направлена на решение следующих задач:
а) обеспечение "открытости" налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;
д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику ("досье" налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;
з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.
К дополнительным задачам относятся:
а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.
III. Пользователи АИС "Налог-3"
5. Пользователями информационных ресурсов АИС "Налог-3" являются:
а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы);
б) организации, подведомственные ФНС России.
Пользователями информации и сведений АИС "Налог-3" также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее - внешние пользователи).
IV. Основные принципы построения и функции АИС "Налог-3"
6. Основными принципами построения АИС "Налог-3" являются:
а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;
б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС "Налог-3", у источника информации;
в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС "Налог-3";
г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС "Налог-3", к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;
д) открытость для интеграции АИС "Налог-3" с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;
е) единство используемых в АИС "Налог-3" терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;
ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС "Налог-3";
з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;
и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС "Налог-3", за исключением информации ограниченного доступа.
7. АИС "Налог-3" обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:
а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС "Налог-3", осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;
б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);
в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС "Налог-3", и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;
г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;
д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.
V. Компонентный состав АИС "Налог-3"
8. К основным компонентам АИС "Налог-3" относятся:
а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);
б) децентрализованные компоненты.
VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС "Налог-3"
9. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
Под информационным взаимодействием АИС "Налог-3" и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС "Налог-3" информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС "Налог-3", а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС "Налог-3".
10. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС "Налог-3" на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.
При организации взаимодействия АИС "Налог-3" и иных информационных систем применяется в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
11. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:
а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС "Налог-3";
б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;
г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС "Налог-3", о сбоях и нарушениях в работе АИС "Налог-3" и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;
д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС "Налог-3" и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;
е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС "Налог-3" в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;
ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.
12. Технологические средства АИС "Налог-3" обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС "Налог-3", включая справочники и классификаторы, используемые АИС "Налог-3".
Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС "Налог-3", а также порядок их формирования и ведения в АИС "Налог-3" устанавливаются ФНС России.
Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС "Налог-3", осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.
13. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС "Налог-3", посредством:
а) аутентификации и авторизации пользователей АИС "Налог-3", осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС "Налог-3";
б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;
в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;
г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;
д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.
14. Технические и программные средства АИС "Налог-3" в части защиты информации, содержащейся в АИС "Налог-3", соответствуют:
а) Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации";
б) Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
в) постановлению Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (далее - Постановление N 1119 от 01.11.2012);
г) приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - приказ ФСТЭК N 17 от 11.02.2013);
д) приказу ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
е) нормативно-методическим документам ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;
ж) техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
15. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают:
а) Круглосуточную (за исключением времени на проведение регламентного обслуживания) доступность АИС "Налог-3" для получения и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной в АИС "Налог-3" информации;
б) авторизацию зарегистрированных в АИС "Налог-3" пользователей с использованием специализированных средств управления доступом;
в) проведение регулярного мониторинга работоспособности и доступности функций АИС "Налог-3";
г) возможность поиска и получения пользователями АИС "Налог-3" текстовой информации и агрегированных статистических данных;
д) разделение автоматизируемых функций АИС "Налог-3" на требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и не требующие такого взаимодействия, выполняемые "налоговым автоматом";
е) автоматизированную проверку данных о налогоплательщике по данным, содержащимся в АИС "Налог-3", и немедленное уведомление инспектора о возможных нарушениях законодательства;
ж) возможность наращивания функциональных и технологических возможностей в части числа и объемов решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптации к различным изменениям;
з) возможность автоматизированной оценки трудозатрат сотрудников налоговых органов и работников подведомственных ФНС России организаций на выполнение технологических процессов в АИС "Налог-3".
16. Лингвистические средства АИС "Налог-3" обеспечивают доступ субъектам системы, пользователям АИС "Налог-3" к содержащейся в АИС "Налог-3" информации на русском языке.
17. Дополнительные (специальные) требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам АИС "Налог-3", а также подсистем АИС "Налог-3", устанавливаются ФНС России.
VII. Централизация функций налогового администрирования в рамках АИС "Налог-3"
18. Процесс развития АИС "Налог-3" направлен на увеличение количества подсистем, включаемых в централизованную архитектуру и соответственное уменьшение количества технологических процессов, автоматизированных в рамках распределенной архитектуры.
19. Перевод децентрализованных компонент АИС "Налог-3" в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры обеспечивает высокую гибкость в масштабировании технологических ресурсов ФНС России и основывается на следующих принципах:
а) продуманное и эффективное разделение функций и задач между перспективными и наследуемыми компонентами системы и на всех этапах переходного периода для обеспечения эффективной и безошибочной работы персонала;
б) сохранение инвестиций;
в) обеспечение непрерывности технологических процессов;
г) обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия компонентов информационных систем;
д) обеспечение целостности и консистентности данных.
20. Функции централизованных и децентрализованных компонент АИС "Налог-3", находящиеся в промышленной эксплуатации, направлены на формирование единого информационного пространства ФНС России, используемого с целью повышения качества выполнения функций налогового администрирования и контроля, и не пересекаются.
21. При переводе децентрализованных компонент АИС "Налог-3" в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры используются следующие подходы:
а) использование единой нормативно-справочной информации;
б) использование единой идентификации данных, в частности присвоение уникальных федеральных идентификаторов;
в) выверка (обеспечение чистоты данных) и подъем данных из децентрализованных компонент в централизованные (в федеральное хранилище);
г) предоставление возможности взаимодействия подсистем и компонент АИС "Налог-3" в процессе обмена и использования данных для обеспечения реализации непрерывных технологических процессов;
д) поддержка единого авторизационного пространства для обеспечения непрерывности технологических процессов;
е) обеспечение консолидированного сбора событий обеспечения информационной безопасности в сквозных технологических процессах.
22. Отдельный набор процессов, в настоящий момент уже реализованных в рамках автоматизированной информационной системы и планируемых к реализации, не подлежит централизации вследствие ее невозможности либо экономической и организационной неэффективности. Такие децентрализованные компоненты наряду с компонентами централизованной среды поддерживают и будут продолжать поддерживать непрерывность исполнения технологических процессов ФНС России.
VIII. Порядок обеспечения доступа и организации работы с АИС "Налог-3"
23. Доступ к АИС "Налог-3" предоставляется пользователям системы с использованием специализированных средств управления доступом.
24. Регистрация в АИС "Налог-3" пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций производится в соответствии с порядком предоставления доступа к информационным системам и ресурсам ФНС России.
25. В целях организации работы с АИС "Налог-3" пользователи системы принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие:
24.1. Для внешнего взаимодействия:
а) определение уполномоченных сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющих с использованием квалифицированной электронной подписи действия по подписанию электронных документов;
б) осуществление установки необходимых средств криптографической защиты информации на автоматизированные рабочие места уполномоченных сотрудников и обеспечение их средствами электронной подписи;
в) выделение адреса электронной почты для обработки направленных АИС "Налог-3" в адрес субъектов системы информационных уведомлений о направлении и поступлении сведений, а также иных действиях, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, и обработку указанных уведомлений.
24.2. Для налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций:
а) назначение ответственных технологов в целях комплексной организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществления внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России;
б) формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию (модернизации) и услуги по сопровождению АИС "Налог-3" на очередной год;
в) обеспечение защиты информационных ресурсов и системной инфраструктуры.
26. Зарегистрированные в АИС "Налог-3" пользователи системы получают санкционированный доступ к АИС "Налог-3" для осуществления функций в соответствии со своими полномочиями.
27. Идентификация и аутентификация пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций в АИС "Налог-3" осуществляется с использованием с использованием специализированных средств управления доступом.
28. Зарегистрированные в АИС "Налог-3" пользователи не вправе производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования АИС "Налог-3" ФНС России.
29. Правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС "Налог-3", осуществляет Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
30. Доступ к информации, содержащейся в АИС "Налог-3", обеспечивается для пользователей системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
IX. Правовой режим программно-технических средств АИС "Налог-3"
31. Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС "Налог-3" и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.
32. Исключительное право на прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3" приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
33. Совокупность программного обеспечения АИС "Налог-3", а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ АИС "Налог-3".
Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ АИС "Налог-3" устанавливается приказом ФНС России.
X. Технологическая инфраструктура АИС "Налог-3"
34. Целевой инфраструктурой, предназначенной для эксплуатации АИС "Налог-3", является ФЦОД ФНС России в г. Москве, а также создаваемая в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 995 Система ЦОД Минфина России.
35. В создаваемую систему Центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных исполнительных органов власти входят Федеральный центр обработки данных в г. Дубна Московской области и Резервный центр обработки данных N 1 в г. Городец Нижегородской области.
XI. Порядок развития АИС "Налог-3"
36. Порядок организации работ по развитию (модернизации) АИС "Налог-3", включая планирование работ, контроль их исполнения, порядок ввода в действие полученных результатов определяется Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утверждаемым приказом ФНС России.
XII. Порядок эксплуатации АИС "Налог-3"
37. Порядок эксплуатации АИС "Налог-3" регулируется системой специализированных регламентирующих документов, определяющих подходы к обеспечению непрерывности функционирования автоматизированной информационной системы и технической поддержки ее пользователей.
38. Эксплуатация АИС "Налог-3" и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.
Техническая поддержка пользователей АИС "Налог-3" осуществляется с использованием централизованного сайта технической поддержки.
Рубрики:
Налог на добавленную стоимость
Советуем прочитать
Автоматизированная система контроля НДС-2 - програмное обеспечение, разработанное и используемое Федеральной налоговой службой (ФНС) России, для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.