Гудвилл (Деловая репутация)

Гудвилл (Деловая репутация) — разница между стоимостью активов компании по данным бухгалтерского учета и ценой приобретения этой компании.

Термин "Гудвилл" от английского слова Goodwill, которое можно перевести, как "Деловая репутация".

Комментарий

Гудвиллом (Деловой репутацией) в бухгалтерском учете называют разницу между стоимостью активов компании по данным бухгалтерского учета и ценой приобретения (рыночной стоимостью) этой компании.

Пример

Участник ООО продал 100% своих долей покупателю за 10 млн. рублей.

Балансовая стоимость активов по данным бухгалтерского учета 7 млн. рублей.

Разница между ценой сделки и балансовой стоимостью активов в 3 млн. рублей называется гудвилл.

 

Смысл гудвила в том, что он показывает ту часть стоимости компании, которая плалится покупателем сверх балансовой стоимости активов. Обычно эта наценка связана с наличием не отражаемых в бухгалтерском учете показателей:

- деловые связи;

- положительная репутация компании среди клиентов;

- профессионализм сотрудников;

- хороший менеджмент и т.д.

 

Гудвилл отражается в бухгалтерском учете только в случае продажи компании, после отражения в учете операций по реализации. Гудвилл не отражается в бухгалтерском учете до сделки. Это связано с тем, чтобы исключить необоснованное и неподтвержденное увеличение своих финансовых показателей в бухгалтерской отчетности.

То, что внутренне созданный гудвил не подлежит признанию в качестве актива, прямо указано в п. 48 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы".

 

Термин "Деловая репутация" определен в Положении по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н:

VIII. Деловая репутация

42. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

43. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.

44. Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом в соответствии с пунктом 29 настоящего Положения.

45. Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

 

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" определяет (п. 48):

Гудвил - Актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнеса, которые не идентифицируются и не признаются по отдельности.

Дополнительно

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора