Телеграм   Вконтакте

Зарплатная комиссия (Комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам)

Зарплатная комиссия — проводимая с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссия, целью которой является выявление причин установления налогоплательщиком заработной платы ниже рыночного уровня. Зарплатная комиссия проводится с целью выявления "серых схем" минимизации налогообложения.

Официальное название зарплатной комиссии - Комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

Комментарий

Зарплатные комиссии - это проводимые с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссии, целью которых является выявление причин установления налогоплательщиком заработной платы ниже рыночного уровня.

Целью зарплатных комиссий является не повышение уровня заработной платы, а выявление так называемых "серых схем", когда часть заработной платы выплачивается в конвертах, без уплаты установленных налогов (НДФЛ и страховых взносов). Одним из поводов вызова на комиссию является: налогоплательщик (налоговый агент) выплачивает заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Налоговые органы рассматривают уровень заработной платы ниже рыночного уровня, как один из признаков возможного применения "серых схем".

Налоговые органы применяют такую процедуру налогового контроля, как вызов налогоплательщика на комиссию (зарплатная комиссия), во время проведения которой устанавливаются причины существующего уровня заработных плат. Такие комиссии прямо не предусмотрены Налоговым кодексов России. Они проводятся на основании Письма ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам"1. Следует отметить, что вызов на комиссию производится не только в связи с низкой заработной платой, но и по иным причинам: низкая налоговая нагрузка в целом, убытки (Убыточная комиссия), высокая доля вычетов по НДС.

Налоговая комиссия как правило проходит быстро. Налоговые органы просят объяснить причины низких заработных плат и рекомендуют их увеличить, как минимум, до среднеотраслевого уровня в регионе и сдать уточненные декларации.

Налогоплательщик не обязан следовать таким рекомендациям. В практической деятельности довольно много ситуаций, которыми объясняются низкий уровень заработной платы. Например, кризис на предприятии, крупные разовые расходы (ремонт помещения, модернизация производства и т.д.), политика предприятия на экономию расходов и т.д.

Судя по сообщениям налоговиков, зарплатные комиссии эффективны. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 02.12.2013 N 13-11/124520@ "О работе зарплатных комиссий" сообщается, что по Московскому региону в 2013 году в инспекциях на заседаниях Рабочих групп комиссии заслушано около 2 тысяч "низкозарплатных" организаций.

 

Кого могут вызвать на комиссию:

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков (Письма ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@):

 

- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

К сожалению, числовые параменты документом не определены.

Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 Лист В декл. 3-НДФЛ).

 

- Налогоплательщики - налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ):

1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.

3) налогоплательщики - налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчетный (налоговый) период.

Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности. Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

 

- Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95 процентов.

 

- Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (стр. 010 - 050 р. 3, сумма стр. 020 р. 4 и графа 2 р. 7).

Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В) или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

 

- Налогоплательщики - физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), с учетом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями статьи 217.1 НК РФ. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

 

- Плательщики страховых взносов (далее - СВ):

1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;

3) снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

4) плательщики, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов.

5) плательщики, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также плательщики, относящиеся к организациям угольной промышленности, снизившие суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

 

- Плательщики, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами Российской Федерации, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации;

 

- Плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

 

Правомерность вызова на зарплатную комиссию

Вызывая налогоплательщиков на комиссии налоговые органы пользуются своим правом, установленным пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ: вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Этому праву соответствует ответственность, предусмотренная статьей 19.4. "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, ч. 1 ст. 19.4. КоАП предусматривает ответственность:

"1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль,

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей. "

 

Где взять сведения об уровне заработной платы в регионе?

Сами налоговики рекомендуют получать сведения о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации из следующих источников (п. 5 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.;

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

 

Следует отметить, что единого сведенного источника к сожалению не существует. На указанных выше сайтах размещаются сведения по отдельным регионам и отраслям, но они не носят регулярного и всеобъемлющего характера. Ссылки на некоторые такие источники примедены в разделе Дополнительные материалы.

Одним из источников такой информации может быть принятый в регионе размер Минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации - который устанавливает минимальный уровень заработной платы в соответствующем регионе. Соответственно, если на Вашем предприятии уровень заработной платы ниже, то это является нарушением принятого трехсторонней региональной комиссией соглашения (если вы не отказались от него) и, является поводом для вызова на зарплатную комиссию или для проведения налоговой проверки.

Примечания

1) Документ отменен Письмом ФНС России от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@ "Об отмене писем ФНС России", но на практике подход, изложенный в документе продолжает применяться.

До 2017 года применялось Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722, которое было отменен Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ "О комиссии по легализации налоговой базы".


Рубрики:

Налоговый контроль

Налоговый справочник

Советуем прочитать

- показатель, который используется налоговой службой как один из критериев самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками.

Минимальная заработная плата - размер минимальной заработной платы, установленный законодательством.

Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации - размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, установленный региональным соглашением

Убыточная комиссия - проводимая с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссия, целью которой является выявление причин налоговых убытков налогоплательщика.

Исправление ошибок (бухгалтерский учет, налоги) - предусмотренный законодательством порядок исправления ошибок, допущенных в бухгалтерском и налоговом учете.