Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации — предусмотренная законом (при определенных условиях) дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при её банкротстве.

Разъяснение

Законодательство устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников).

В общем случае, после банкротства организации, ее долги списываются. Но если есть основания для привлечения кого-либо к субсидиарной ответственности, то долги организации не списываются, а переходят на такие лица.

Например, с инициативой привлечения физических лиц к субсидиарной ответственности, нередко выступают налоговые органы. Как правило, это происходит в случае, если банкротство организации связано с применяемыми незаконными схемами оптимизации налогообложения или активы организации были выведены (в другую организацию), с целью сокрыть их от взыскания налоговыми органами.

В Законе о банкротстве установлено довольно высокое вознаграждение арбитражному управляющему в деле о банкротстве, за привлечение лиц к субсидиарной ответственности. Так, п. 3.1. ст. 20.6 Закона указывает, что в вознаграждение арбитражному управляющему включается 30% от сумм денежных средств, поступивших в конкурсную массу в связи с исполнением судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности. Такое высокое вознаграждение стимулирует арбитражных управляющих привлекать менеджеров и собственников компаний-банкротов к субсидиарной ответственности.

Вопрос субсидиарной ответственности менеджеров и собственников при банкротстве организации определен в федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо[ 1 ] — физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

К субсидиарной ответственности могут привлекаться лица, которые признаются Контролирующими должника лицами.

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

 

Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц

На контролирующих должника лиц возлагается Субсидиарная ответственность, если должник признан банкротом вследствие их действий (бездействия).

Это правило определено в ст. 61.11. "Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов"[ 2 ] Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника (ч. 1 ст. 61.11).

Лица, которые имеют право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности определены в ст. 61.14 Закона о Банкротстве.

 

Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ч. 2 ст. 61.11):

1) причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 закона О банкротстве (Подозрительные сделки и Сделки с предпочтением);

 

2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы[ 3 ];

 

3) требования кредиторов третьей очереди[ 4 ] по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов[ 5 ];

 

4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены[ 6 ];

 

5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице [ 7 ]:

- в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

- в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

 

Контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность также в случае, если (п. 12 ст. 61.11):

1) невозможность погашения требований кредиторов наступила вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено;

2) должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.

 

Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно (ч. 8 ст. 61.11).

Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует (ч. 10 ст. 61.11).

 

Примеры

ОАО "Промышленная группа "Ладога", Определение СКЭС ВС РФ от 07.10.2019 N 307-ЭС17-11745(2) по делу N А56-83793/2014

К субсидиарной ответственности привлечен Президент АО и иные лица (менеджеры и акционеры).

Согласно корпоративным документам президент не имел полномочий по управлению АО, но суд установил, что на самом деле президент давал управляющие распоряжения, которые исполнялись менеджментом компании.

ООО "Санрайз тур", Определение ВС РФ от 10.02.2016 № 305-ЭС15-18099, Определение ВС РФ от 25.01.2016 № 305-ЭС15-18099

Руководитель компании банкрота был привлечен к субсидиарной ответственности в связи с неуплатой компанией налогов путем применения схем, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды.

 

Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (Статья 61.12.)

Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и (или) принятию такого решения, и (или) подаче данного заявления в арбитражный суд.

При нарушении указанной обязанности несколькими лицами эти лица отвечают солидарно.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) (Статья 61.13.)

В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) или иными контролирующими должника лицами, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

 

Важные разъяснения и документы

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"

Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-18/16148@ "О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ"


Примечания

1) ст. 61.10. "Контролирующее должника лицо" была введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ. До того, определение термина "Контролирующее должника лицо" было в ст. 2 Закона о банкротстве.

2) ст. 61.11. "Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов" была введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ. До того, субсидиарная ответственность определялась ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

3) Эти правила применяются в отношении лиц, на которых возложены обязанности (ч. 4 ст. 61.11):

1. организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника;

2. ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

4) в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (подробнее: Очередность погашения требований кредиторов)

5) Эти правила применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения, а также контролирующего должника лица (ч. 5 ст. 61.11).

6) Эти правила применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (ч. 6 ст. 61.11).

7) Эти правила применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по представлению документов для государственной регистрации либо обязанности по внесению сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ч. 7 ст. 61.11).

Дополнительно

Контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника...

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя - процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Субсидиарная ответственность - ответственность перед кредитором, дополнительная к основной ответственности.

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Снятие корпоративного покрова (Срывание корпоративной вуали) - принцип, согласно которому неблагоприятные правовые последствия и ответственность юридического лица может быть возложена судом на лиц его контролирующих, в случае злоупотребления этими лицами права от имени компании.

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора