Телеграм   Вконтакте

Фирменное наименование

Фирменное наименование — одно из средств индивидуализации юридических лиц. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Разъяснение

Фирменное наименование — это одно из средств индивидуализации юридических лиц. Фирменное наименование отличает юридическое лицо от других организаций. Фирменное наименование не является товарным знаком. Фирменное наименование это самостоятельное средство индивидуализации каждого юридического лица.

Фирменное наименование состоит из:

— корпуса фирмы: указание на организационно-правовую форму;

— добавления: собственное название организации.

Пример

Общество с ограниченной ответственностью «Лютик»

Фирменное наименование регулируется параграфом 1 "Право на фирменное наименование" главы 76 "Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Так, статья 1473. "Фирменное наименование" ГК РФ определяет:

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (п. 1).

В едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) находится информация о российских оранизациях, в том числе и об их фирменном наименовании.

Сайт ЕГРЮЛ: https://egrul.nalog.ru/

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п. 2).

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (п. 3).

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица (п. 3).

Пример (АФК "Система")

Полное фирменное наименование на русском языке:

Публичное акционерное общество «Акционерная финансовая корпорация «Система»

Сокращенное фирменное наименование на русском языке:

ПАО АФК «Система»

Полное наименование на английском языке:

Sistema Public Joint Stoсk Financial Corporation

Сокращенное наименование Общества на английском языке:

Sistema PJSFC

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться (п. 4):

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

 

Исключительное право на фирменное наименование (ст. 1474 ГК РФ)

1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

 

Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации (ст. 1475 ГК РФ)

1. На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц.

2. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

 

Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания (ст. 1476 ГК РФ)

1. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

2. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Советуем прочитать

Юридическое лицо — организация.

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц)
Государственный реестр, в котором содержатся сведения обо всех юридических лицах, которые созданы (ликвидированы) на территории России.