Телеграм   Вконтакте

Рынок товаров (работ, услуг)

Рынок товаров (работ, услуг) — сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории.

Комментарий

Понятие рынка товаров (работ, услуг) используется в разделе V.I НК РФ в целях определения сопоставимости условий сделок, для определения рыночной цены и, соответственно, налоговой базы, по контролируемым сделкам.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации (п. 8 ст. 105.5 НК РФ).

При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки учитываются характеристики рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки. При этом различия в характеристиках рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки, не должны оказывать существенного влияния на коммерческие и (или) финансовые условия совершаемых на них сделок либо влияние указанных различий возможно устранить путем осуществления соответствующих корректировок (п. 8 ст. 105.5 НК РФ).

При определении сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) учитываются следующие факторы (п. 9 ст. 105.5 НК РФ):

1) географическое место расположения рынков и их величина;

2) наличие конкуренции на рынках и относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

3) наличие на рынке однородных товаров (работ, услуг);

4) предложение и спрос на рынке, а также покупательская способность потребителей;

5) уровень государственного вмешательства в рыночные процессы;

6) уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

7) иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки.

Историческая справка

Термин был введен с 1 января 1999 года в связи с вступлением в силу первой части Налогового кодекса России (Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ) и до 1 января 2012 года регулировался ст. 40 НК РФ.

С 1 января 2012 года применяются правила Раздела V.1.  НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (ст. 105.1 – 105.25 НК РФ). Этот раздел введен федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

Дополнительно

Взаимозависимые лица

Трансфертное ценообразование

Правило вытянутой руки (arm's length principle)

Идентичные товары (работы, услуги)

Однородные товары (работы, услуги)

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора