Телеграм   Вконтакте

Фирма-однодневка

Фирма-однодневка — организация, которая сама не платит положенные налоги и при этом предоставляет возможность получения вычетов, расходов своим клиентам. Фирма-однодневка используется для применения незаконных схем минимизации налогов.

Фирмы-однодневки иногда называют как "Помойка", а также "Техническая компания".

Термин "Фирма-однодневка" на английском языке – short-lived company (компания с коротким сроком жизни).

Термин "фирма-однодневка" встречается в официальных документах, например:

Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 "О рассмотрении обращения"

Под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Письмо ФНС РФ от 24 июля 2015 г. N ЕД-4-2/13005@

Под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Комментарий

Фирма-однодневка – организация, которая используется для применения незаконных схем снижения налогового бремени. Фирма-однодневка – это организация, которая обладает внешними признаками «нормальной» компании – включена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), стоит на учете в налоговом органе и имеет ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика).

В то же время, фирма-однодневка не платит налогов (платит в минимальном размере), как правило, путем представления сфальсифицированной отчетности.

Применение фирм-однодневок является одним из примеров получения необоснованной налоговой выгоды.

Пример

Компания заключила договор с фирмой-однодневкой на сумму 1 200 тыс. рублей (в том числе НДС), по которому фирма-однодневка якобы оказывает компании услуги.

Компания принимает на расходы сумму в 1 млн. рублей, а также принимает к вычету НДС в сумме 200 тыс. рублей.

Полученные фирмой-однодневкой деньги, последняя возвращает компании за вычетом комиссионного вознаграждения.

За счет такой незаконной схемы компания получает выгоду на налогах в сумме 400 тыс. рублей:

200 тыс. рублей НДС к вычету;

200 тыс. рублей экономия по налогу на прибыль (20% от 1 млн. рублей).

Фирмы-однодневки называются таковыми потому, что как правило, их используют в течение короткого срока и закрывают или бросают. Нередко такие компании регистрируются на на лиц, которых просто обманули (это могут быть БОМЖи, наркоманы, алкоголики и т.д.).

Фирмы-однодневки встречаются не только в нашей стране. Так, в английском языке устоялся термин для обозначения таких компаний — short-lived company (компания с коротким сроком жизни).

Незаконная выгода по налогам, от применения фирм-однодневок очень велика. Как результат, государство не получает значительные средства в бюджет. Кроме того, те компании, которые применяют фирмы-однодневки оказываются в более выгодном положении в сравнении с их конкурентами, честными налогоплательщиками — за счет незаконной экономии по налогам их себестоимость значительно ниже. Поэтому государство активно борется с фирмами однодневками. Так, применяется налоговая ответственность за контрагента, введены соответствующие статьи в уголовный кодекс России (ст. 173.1. УК РФ "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица", ст. 173.2. "Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица").

Налоговые последствия по сделкам с фирмами-однодневками

Налоговики могут отказать в признании расходов и вычете НДС по сделкам с фирмами-однодневками, если есть признаки умышленного правонарушения или по неосторожности (непроявление должной осмотрительности и осторожности). Основанием для этого является ст. 54.1. "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Налоговым последствиям по сделкам с фирмами-однодневками посвящено довольно много разъяснений ФНС, например:

«О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). В этом документе однодневки называются как "технические" компании или контрагенты. В этом письме ФНС приведены:

Критерии оценки операций на предмет необоснованной налоговой выгоды >

Критерии оценки операций, при определении права налоговых органов изменять для налоговых целей юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности указаны в Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Должная осмотрительность при выборе контрагента в трактовке ФНС >

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) издала Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором привела практику применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Большое внимание в разъяснении уделено вопросу должной осмотрительности налогоплательщика, при выборе контрагента. Подход ФНС может быть полезен при выработке мер контроля и оценки контрагентов.

Чек-лист признаков того, что налогоплательщик знал или должен был знать о «техническом» характере контрагента >

Признаки того, что налогоплательщик знал или должен был знать о «техническом» характере контрагента, указаны в п. 14 и 15 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Чек-лист признаков умышленного налогового правонарушения по сделкам с «техническими» контрагентами >

Признаки умышленного налогового правонарушения по сделкам с «техническими» контрагентами, указаны в п. 7 и 8 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Чек-лист признаков, указывающих что контрагент не производил исполнение в пользу налогоплательщика >

Признаки, указывающие что контрагент не производил исполнение в пользу налогоплательщика, указаны в п. 6 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Как проверить контрагента?

В связи с тем, что налогоплательщик может нести налоговую ответственность за контрагента встает вопрос о том, как проверить своего контрагента, чтобы исключить в будущем претензии налоговых органов. Не редки случаи, когда покупателям и заказчикам поставщики специально подставляют для заключения договора фирмы-однодневки, чтобы минимизировать свои налоговые обязательства.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) предоставляет бесплатные электронные сервисы, с помощью которых можно проверить контрагентов:

🌎 egrul.nalog.ru (ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЕГРЮЛ/ЕГРИП В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ)

🌎 pb.nalog.ru (Прозрачный бизнес)

Минфин РФ в своем письме от 5 мая 2012 г. N 03-02-07/1-113 рекомендует исследовать среди прочих следующие признаки — отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на выполнение работ.

Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 рекомендует обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

То же письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 рекомендует применять критерий 12, утвержденный Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, который содержит перечень признаков и иных дополнительных обстоятельств, при наличии которых налоговые органы делают вывод о высокой степени налогового риска у налогоплательщика:

"12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков".


Как проверить контрагента?


Ответственность руководителя за заключение договора с фирмой-однодневкой

Заключение руководителем компании договора с фирмой-однодневкой может быть доказательством его недобросовестности и, соответственно, влечь его ответственность перед компанией. Так, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" указывает, что недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор: 5) знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом ("фирмой-однодневкой" и т.п.).

Обязанность руководителя возместить убытки предусмотрена п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса России:

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица (ст. 173.1. УК РФ), а также за "Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица" (ст. 173.2. УК РФ).

Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции

Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции была принята в 2017 году по инициативе ФНС России. Компании, присоединившиеся к Хартии, берут на себя обязательства не применять незаконные схемы оптимизации (прежде всего по НДС с использованием Фирм-однодневок).

Нормативные акты по теме

«О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@) >

О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды (Письмо ФНС РФ от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@)

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"

Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 "О рассмотрении обращения"

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)


Рубрики:

Налоговый контроль

Налоговое планирование

Налоговый справочник

Советуем прочитать

Вычет НДС неправомерен, если налоговики доказали технический характер поставщиков 2-го звена и причастность налогоплательщика к незаконной схеме оптимизации налогов (ВС РФ) >

Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) признал правоту налоговиков в споре о вычете НДС по приобретенному товару, в котором налоговики доказали технический характер поставщиков 2-го звена и причастность налогоплательщика к незаконной схеме оптимизации налогов (АО "Уралбройлер", Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.01.2021 N 309-ЭС20-17277 по делу N А76-2493/2017).


Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица — преступление, предусмотренное статьей 173.1. уголовного кодекса Российской Федерации.

ФНС разъяснила, что должны доказывать налоговики в спорах по контрагентам-однодневкам (Письмо ФНС РФ от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@)

Налоговики считают контрагента однодневкой: комментарий к Определению ВС РФ № 305-КГ16-10399 от 24.11.2016

Анонимный поставщик - понятие, которое используется в налоговых спорах с участием фирм-однодневок. Если налогоплательщик доказал, что он приобрел реальные (работы, услуги) от поставщика - фирмы-однодневки, то налоговый орган не вправе исключить всю сумму расходов по сделке с таким поставщиком. В этом случае, должна быть учтена сумма рыночных расходов (как бы приобретенных от анонимного поставщика)

Схема оптимизации налогообложения (Черная, Серая, Белая) - схема деятельности налогоплательщика, позволяющая уменьшить налоги. Белая схема - законная, Черная схема - незаконная, Серая схема - на грани.

Как проверить, зарегистрирован ли контрагент в налоговом органе?

Деловая цель

Приоритет существа над формой

Налоговая ответственность за контрагента

Недобросовестный налогоплательщик

Обналичка (Обнал, Обналичивание денежных средств) - незаконная операция по получению налогоплательщиком неучтенных денежных средств (чёрный нал).

Налоговая выгода

Необоснованная налоговая выгода

Разумный человек (reasonable person; reasonable man)