📗Книга: Налоговые риски: как выявлять и снижать >

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности — метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.

Метод сопоставимой рентабельности регулируется ст. 105.12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Термин "Метод сопоставимой рентабельности" на английском языке — "Transactional Net Margin Method" (TNMM).

Метод сопоставимой рентабельности иногда сокращенно называют как МСР.

Метод сопоставимой рентабельности называют также как 4-й метод, по его расположению в списке методов. указанных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ.

Комментарий

Метод сопоставимой рентабельности — один из методов трансфертного ценообразования (методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки)). Методы трансфертного ценообразования применяются для целей налогообложения контролируемых сделок.

Из предусмотренных законодательством методов приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Другие методы, в том числе и метод сопоставимой рентабельности, применяются только если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.7 НК РФ).

Следует отметить, что на практике Метод сопоставимой рентабельности применяется очень часто. Связано это с тем, что во многих случаях гораздо больше информации о сопоставимых организациях, чем информации о сопоставимых сделках.

Метод сопоставимой рентабельности может использоваться, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать Метод цены последующей реализации или Затратный метод.

Могут использоваться следующие показатели операционной рентабельности (определяются ст. 105.8 НК РФ, подробнее: Операционная рентабельность):

1) рентабельность продаж;

2) рентабельность затрат;

3) рентабельность коммерческих и управленческих расходов;

4) рентабельность активов;

5) иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения.

При выборе конкретного показателя рентабельности учитываются вид деятельности, осуществляемый лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, осуществляемые им функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски, полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности, а также экономическая обоснованность такого показателя.

Показатели рентабельности используются с учетом следующих особенностей:

1) рентабельность продаж используется при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые не являются взаимозависимыми с ним, а также при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, не являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые являются взаимозависимыми с ним;

2) валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов используется в сех же случаях, что и вышеуказанный, если лицо, осуществляющее перепродажу, несет незначительные экономические (коммерческие) риски при приобретении и последующей перепродаже товаров в непродолжительный период и при этом существует прямая взаимосвязь между величиной валовой прибыли от продаж лица, осуществляющего перепродажу, и величиной осуществленных им коммерческих и управленческих расходов;

3) рентабельность затрат используется при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве товаров;

4) рентабельность активов используется при производстве товаров (в частности, если анализируемые сделки совершаются лицами, которые осуществляют капиталоемкую деятельность).

 

При использовании метода сопоставимой рентабельности с рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая отвечает следующим требованиям (Тестируемая сторона):

1) сторона анализируемой сделки осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;

2) сторона анализируемой сделки принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;

3) сторона анализируемой сделки не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

В случае, если сторона анализируемой сделки не отвечает вышеуказанным требованиям, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.

 

При применении метода сопоставимой рентабельности сравнивается рентабельность по сделки с интервалом рыночной рентабельности сопоставимых организаций (по даных их бухгалтерской отчетности). Порядок расчета интервала рентабельности и показателей рентабельности см. - Интервал рентабельности и Рентабельность.

 

Результат от применения метода сопоставимой рентабельности следующий:

Если рентабельность по контролируемой сделке находится в пределах интервала рентабельности, для целей налогообложения признается, что цена, примененная в этой сделке, соответствует рыночным ценам.

Если рентабельность по контролируемой сделке меньше минимального значения интервала рентабельности, для целей налогообложения учитывается минимальное значение интервала рентабельности.

Если рентабельность превышает максимальное значение интервала рентабельности, для целей налогообложения учитывается максимальное значение интервала рентабельности.

Пример

Организация реализовала товар взаимозависимой Торговой компании за 100 рублей. Торговая компания перепродала товар независимому покупателю за 110 рублей. Рентабельность продаж по сделке 10%.

Рыночный интервал рентабельности продаж от 20 до 22%

Так как рентабельность продаж сделки, меньше минимального значения рыночного интервала рентабельности, то цена продажи товара определяется исходя из уровня рентабельности продаж 20%.

То есть цена сделки между Организацией и Торговой компанией определяется как 110 рублей, за вычетом  20% рентабельности продаж - 91 рубль.

Финансовые показатели и интервал рентабельности определяется ст. 105.8 НК РФ (см. Интервал рентабельности и Рентабельность).

Документ определяет следующие виды рентабельности:

1) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость - применяется при Методе цены последующей реализации (при МСРЦ не применяется);

2) валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг) - Затратный метод(при МСРЦ не применяется);

3) рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость (применяется при МСРЦ);

4) рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг) (применяется при МСРЦ);

5) рентабельность коммерческих и управленческих расходов, определяемая как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг) (применяется при МСРЦ);

6) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке. В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской отчетности (применяется при МСРЦ).

Определение из нормативных актов

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Статья 105.12. Метод сопоставимой рентабельности

1. Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса.

2. Метод сопоставимой рентабельности может использоваться, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать методы, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 105.7 настоящего Кодекса.

3. Для целей настоящей статьи могут использоваться следующие показатели операционной рентабельности, определяемые в соответствии с пунктом 1 статьи 105.8 настоящего Кодекса:
1) рентабельность продаж;
2) рентабельность затрат;
3) рентабельность коммерческих и управленческих расходов;
4) рентабельность активов;
5) иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения.

4. При выборе конкретного показателя рентабельности учитываются вид деятельности, осуществляемый лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, осуществляемые им функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски, полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности, а также экономическая обоснованность такого показателя.

5. Для целей применения настоящей статьи показатели рентабельности используются с учетом следующих особенностей:
1) рентабельность продаж используется при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые не являются взаимозависимыми с ним, а также при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, не являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые являются взаимозависимыми с ним;
2) валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов используется в случаях, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, если лицо, осуществляющее перепродажу, несет незначительные экономические (коммерческие) риски при приобретении и последующей перепродаже товаров в непродолжительный период и при этом существует прямая взаимосвязь между величиной валовой прибыли от продаж лица, осуществляющего перепродажу, и величиной осуществленных им коммерческих и управленческих расходов;
3) рентабельность затрат используется при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве товаров;
4) рентабельность активов используется при производстве товаров (в частности, если анализируемые сделки совершаются лицами, которые осуществляют капиталоемкую деятельность).

6. При использовании метода сопоставимой рентабельности с рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая отвечает следующим требованиям:
1) сторона анализируемой сделки осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;
2) сторона анализируемой сделки принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;
3) сторона анализируемой сделки не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

7. В случае, если сторона анализируемой сделки не отвечает требованиям, предусмотренным подпунктами 1 - 3 пункта 6 настоящей статьи, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.

8. В случае, если рентабельность по контролируемой сделке находится в пределах интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения признается, что цена, примененная в этой сделке, соответствует рыночным ценам.

9. В случае, если рентабельность по контролируемой сделке меньше минимального значения интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения учитывается минимальное значение интервала рентабельности.

Если рентабельность превышает максимальное значение интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения учитывается максимальное значение интервала рентабельности.

На основании учитываемого в соответствии с настоящим пунктом минимального или максимального значения интервала рентабельности осуществляется корректировка прибыли (дохода, выручки) по контролируемой сделке в целях налогообложения.

10. Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рентабельности в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации.


Рубрики:

Трансфертное ценообразование

Взаимозависимые лица

Налоговый справочник

Советуем прочитать

Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки)

Операционная рентабельность - вид рентабельности, который включает в себя: Рентабельность продаж; Рентабельность затрат; Рентабельность коммерческих и управленческих расходов; Рентабельность активов.

Взаимозависимые лица

Трансфертное ценообразование

Правило вытянутой руки (arm's length principle)

Идентичные товары (работы, услуги)

Однородные товары (работы, услуги)

Рыночная цена

Контролируемые сделки

Сопоставимые сделки

Тестируемая сторона