Телеграм   Вконтакте

Расходы на рекламу

Расходы на рекламу — расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания. По налогу на прибыль регулируются пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ.

Определения из нормативных актов

К прочим расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К расходам организации на рекламу относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

- расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Комментарий

Особенность расходов на рекламу для налога на прибыль в том, что часть этих, явно необходимых расходов, может относиться на расходы только в пределах норматива – 1% от выручки. Логическое объяснение целесообразности этого норматива трудно придумать – зачем ограничивать бизнес в расходах, которые ведут к его развитию?

Но, что есть, то есть.

Не всегда легко однозначно определить, является ли тот или иной вид расхода рекламой или иным видом расхода. Так, к примеру, иногда налоговые органы пытаются признавать расходы на приоритетную выкладку товара в магазинах розничной торговли (мерчандайзинг) рекламой, и как результат, считать такие расходы нормируемыми в пределах 1% от выручки.  

В НК РФ определения термину «реклама» нет, поэтому применяем значение термина из иных отраслей права (в силу ст. 11 НК РФ).  

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" определяет статьей 3:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Пример

Рассматривая услуги по мерчандайзингу, судебный орган отметил, что «услуги по приоритетной выкладке товаров подлежат учету в полном размере в составе других расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как не признаются рекламой применительно к положениям … Федерального закона N 108-ФЗ от 18.07.1995 "О рекламе"».

Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2011 N КА-А40/4733-11 по делу N А40-82171/10-76-422

 

Значение термина «неопределенный круг лиц» разъяснено письмами Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2006 N АК/582 "О рекламе на сувенирную продукцию", от 30.10.2006 N АК/18658 "О рекламной продукции" и от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" (доведено до сведения Письмом ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@):

«В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена».

 

В законе «О рекламе» приведены значения и других терминов, которые могут быть полезны для вопросов учета и налогообложения:

«2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства»;

Наружная реклама регулируется ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". К наружной рекламе относится распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

 

Проблема с вычетом по НДС

Существует и спорный вопрос о вычете НДС по нормируемой рекламе. Дело в том, что п. 7 ст. 171 НК РФ устанавливает, порядок вычета НДС по расходам на командировки и представительским расходам.

Второй абзац этого пункта устанавливает, что если по налогу на прибыль организаций расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

 

Официальные органы толкуют норму абзаца второго п. 7 ст. 171 НК РФ как ограничение на вычет НДС в пределах норм по всем нормируемым по налогу на прибыль расходам. В то же время, учитывая, что п. 7 ст. 171 НК РФ говорит только о расходах на командировки и представительских расходах, то можно толковать и по другому – что НДС ограничивается нормой только для этих расходов.

 

Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.07.2010 N 2604/10 по делу N А75-5296/2009 указал, что системное толкование п. 7 ст. 171 НК РФ в его взаимосвязи с положениями главы 25 НК РФ позволяет считать, что в рассматриваемом положении речь идет только о нормировании вычетов сумм НДС, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам.

В то же время, официальные органы продолжают в своих разъяснениях отстаивать позицию не в пользу налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 13.03.2012 N 03-07-11/68, Письмо Минфина РФ от 17.02.2011 N 03-07-11/35).

НДС со стоимости бесплатно передаваемых рекламных материалов

Для продвижения своей продукции многие предприятия производит бесплатную рассылку (раздачу) рекламных материалов – листовок, буклетов, календарей, сувенирной продукции, образцов продукции потенциальным клиентам.

По мнению официальных органов, такая реклама облагается НДС, так как безвозмездная передача товаров (работ, услуг) облагается этим налогом (ст. 146 НК РФ). Такая позиция выражена, к примеру, в письмах Минфина РФ от 25.10.2010 N 03-07-11/424, от 10.06.2010 N 03-07-07/36, от 14.04.2008 N 03-07-11/144.

Судебные органы, в своем большинстве, придерживаются противоположной позиции, считая, что приравнивать передачу рекламных материалов к безвозмездной передаче нельзя (Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу N А40-47825/11-116-132, Постановление ФАС Московского округа от 08.11.2011 по делу N А40-560/11-99-3, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 по делу N А56-27116/2007).

Пока в этом вопросе ставить точку рано. Видимо вопрос разрешится, когда свое мнение по нему выскажет ВАС РФ.

 

Полезные выводы содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"

 Пункт 1

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой.

Судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Например, статья 495 ГК РФ «Предоставление покупателю информации о товаре» определяет «1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации».

 

Пункт 12

Решая вопрос о том, является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками, а соответствующие знаки - рекламными конструкциями, суды должны учитывать следующее.

В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения.

Согласно пункту 12 названного Положения ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.

Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абзаце первом настоящего пункта информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой.

Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.

Дополнительно

Расход

Реклама

Социальная реклама

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора