Налоговая нагрузка — процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика.
Применяется и термин "Налоговое бремя" в близком значении.
Термин "Налоговая нагрузка", "Налоговое бремя" на английском языке — "Tax burden", "Incidence of taxation".
Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.
Как правило, налоговая нагрузка определяется как сумма начисленных налогов за налоговый период, деленная какую-либо экономическую базу (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т.д.). В России принято считать налоговую нагрузку как процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика. Но это не единственный вариант расчета налоговой нагрузки.
Макроэкономический анализ налоговой нагрузки приводит Минфин в ежегодном докладе Основные направления налоговой политики на ближайшие три года (как правило, раздел I).
Анализ налоговой нагрузки входит в состав налогового бенчмаркинга — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.
Комментарий
Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. Существует много способов расчета налоговой нагрузки. Так, сумму налогов, уплачиваемых налогоплательщиком можно соотносить с доходами, прибылью, чистыми активами и т.д.
С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который анализирует налоговая служба. Так Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" были утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.
Одним из обстоятельств, который может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о высокой вероятности назначения выездной налоговой проверки, налоговая служба считает - налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Налоговая служба ежегодно публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (данные о величине налоговой нагрузки или рентабельности по отраслям за год, публикуются на сайте ФНС до 5 мая следующего года).
Указанные в приказе отрасли в целом соответствуют разделам классификатора Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Документ указывает, что налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2023 году
(Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@)
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности | ||
в 2023 году <*> | ||
Справочно: | ||
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов | ||
и сборов по данным официальной статистической отчетности | ||
ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, | ||
умноженное на 100% | ||
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) | 2023 год | |
Налоговая нагрузка, % | Справочно: фискальная нагрузка по СВ, % | |
ВСЕГО | 12,0 | 3,4 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего | 4,6 | 5,0 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,8 | 4,6 |
лесоводство и лесозаготовки | 11,0 | 10,2 |
рыболовство, рыбоводство | 8,2 | 5,7 |
Добыча полезных ископаемых — всего | 43,5 | 1,8 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего | 52,4 | 1,1 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 25,6 | 7,5 |
Обрабатывающие производства — всего | 8,9 | 2,2 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 18,6 | 2,0 |
производство текстильных изделий, одежды | 11,1 | 3,7 |
производство кожи и изделий из кожи | 11,1 | 4,4 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 5,3 | 3,6 |
производство бумаги и бумажных изделий | 7,2 | 2,7 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 10,3 | 3,2 |
производство кокса и нефтепродуктов | 4,5 | 0,3 |
производство химических веществ и химических продуктов | 5,3 | 2,0 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 5,9 | 2,8 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 9,0 | 2,6 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 11,5 | 3,2 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 7,0 | 2,1 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки | 13,1 | 4,3 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 14,6 | 4,3 |
производство электрического оборудования | 10,0 | 3,1 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 5,8 | 5,5 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 7,3 | 2,9 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего | 7,7 | 2,8 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 8,7 | 2,6 |
производство и распределение газообразного топлива | 3,3 | 2,2 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 6,7 | 4,6 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего | 9,4 | 4,5 |
Строительство | 13,0 | 4,5 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего | 4,1 | 1,1 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 5,7 | 0,9 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,5 | 0,7 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 5,4 | 2,6 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего | 9,2 | 5,9 |
Транспортировка и хранение — всего | 7,0 | 4,8 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки | 7,1 | 7,2 |
деятельность трубопроводного транспорта | 7,3 | 2,9 |
деятельность водного транспорта | 11,8 | 3,3 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 15,1 | 11,9 |
Деятельность в области информации и связи — всего | 17,2 | 5,0 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 19,9 | 4,5 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 17,8 | 7,1 |
*— Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц |
Подробнее: Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) >.
Порядок исчисления налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:
НН = Н : Д * 100%
где,
НН — Налоговая нагрузка (в %)
Н — сумма налогов, начисленных за период расчета.
Д — Доходы в виде выручки от реализации по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов.
Пример
Доходы организации составили за год 100 млн. рублей. Совокупные налоговые платежи за год составили – 10 млн. рублей.
Налоговая нагрузка 10% (10 млн. : 100 млн. * 100).
Обратите внимание
1) Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо).
Пример
Организация арендует помещение у органа власти и, как налоговый агент, уплачивает с стоимости аренды НДС. Сумма такого НДС не включается в расчет налоговой нагрузки (указывается в Приложении 2 к Налоговой декларации по НДС).
Но НДФЛ, который уплачивается налогоплательщиком, как налоговым агентом, включается в расчет налоговой нагрузки (например, НДФЛ, уплачиваемый при выплате заработной платы работнику). Это связано с тем, что ФНС РФ включает такой НДФЛ в свой расчет налоговой нагрузки (см. далее).
2) Налоговая нагрузка рассчитывается с НДФЛ (налогом на доходы физических лиц)
НДФЛ с заработной платы сотрудников и подрядчиков уплачивается налогоплательщиками как налоговыми агентами и по логике этот налог в расчет включаться не должен.
Но, ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@, под знаком * указано - "Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц."
3) В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы страховых взносов.
Страховые взносы не учитываются, так как приведенные в Приложении 3 данные налоговой нагрузки по отраслям приводятся без учета этих взносов (об этом указано в примечании к документу).
В то же время, справочно, указана фискальная нагрузка по страховым взносам, которая рассчитывается:
Сумма страховых взносов : Доходы * 100%.
4) Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности как Выручка без НДС и акцизов.
Для определения суммы доходов удобнее всего использовать Отчет о финансовых результатах (Форма 2), где Выручка указывается в строке 2110.
5) Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям.
При этом в расчет включаем сумму налога, исчисленную к уплате.
То есть, в расчет включаем начисленные за налоговый период суммы налога (а не уплаченные в налоговом периоде). Если для расчета принимать суммы налога, которые были фактически уплачены в налоговом периоде, то налоговая нагрузка будет искажена за счет налоговых платежей за другой налоговый период. Так, к примеру, в текущем году уплачивается налог на прибыль за прошлый год.
6) Налоги и сборы, которые администрируются таможенной службой, в расчет налоговой нагрузки не включаются.
Так, Минфин РФ в своем письме от 11.01.2017 N 03-01-15/208 сообщил, что НДС на товары, ввозимые на территорию России и таможенные пошлины в состав расчета налоговой нагрузки не включаются. Видимо этот вывод касается и экспортных пошлин (но прямых разъяснений нет).
7) ФНС РФ публикует данные по налоговой нагрузке за каждый календарный год. Соответственно рекомендуется рассчитывать налоговую нагрузку за такой же период - календарный год.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ также утвержден публикуемый ежегодно показатель - Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности.
Вместе с налоговой нагрузкий нередко расчитывают по каждому налогу так называемую эффективную ставку налога. Анализ этих двух показателей дает много полезной информации.
Как налоговый орган определяет, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?
При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, с указанием кодов ОКВЭД. Эти сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). По коду основного вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку соответствующей отрасли и налогоплательщика. В случае, если налоговая нагрузка налогоплательщика существенно меньше, то налоговые органы называют это как Налоговый разрыв и требуют от налогоплательщиком соответствующих пояснений.
Если в сведениях о регистрации указан как основной вид деятельности, тот который уже не является для вас основным, то лучше внести изменения, чтобы не путать ни налоговую, ни себя.
Ниже приведено соответствие видов деятельности указанных налоговой службой в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ кодам ОКВЭД.
Виды деятельности по ОКВЭД
Вид деятельности |
Код по ОКВЭД |
Код по ОКВЭД-2 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
01 - 02 |
01 - 02 |
Рыболовство, рыбоводство
|
05 |
03 |
Добыча полезных ископаемых |
10-14 |
05-09 |
В том числе: |
|
|
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
10-12 |
05-06 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
13-14 |
07-09 |
|
|
|
Обрабатывающие производства |
15-37 |
10-33 |
В том числе: |
|
|
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
15-16 |
10-12 |
Текстильное и швейное производство |
17-18 |
13-14 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
19 |
15 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели |
20 |
16 |
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
21 |
17 |
Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации |
22 |
18
|
Производство кокса и нефтепродуктов |
23 |
19 |
Химическое производство |
24 |
20 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
25 |
22 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
26 |
23 |
Металлургическое производство и производство готовых изделий |
27-28 |
24-25 |
Производство машин и оборудования |
29 |
28 |
Производство электрооборудования электронного и оборудования |
30-33 |
26-27 |
Производство транспортных средств и оборудования |
34-35 |
29-30 |
Прочие производства |
36-37 |
31-33 |
|
|
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
40-41 |
35 |
В том числе: |
|
|
Производство, передача и распределение электрической энергии |
40.1 |
35.1 |
Производство и распределение газообразного топлива |
40.2 |
35.2 |
Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) |
40.3 |
35.3 |
|
|
|
Строительство |
45 |
41-43 |
|
|
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
50-52 |
45-47 |
в том числе: |
|
|
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
50 |
45 |
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
51 |
46 |
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
52 |
47 |
|
|
|
Гостиницы и рестораны |
55 |
55-56 |
|
|
|
Транспорт и связь |
60-64 |
49-51 |
В том числе: |
|
|
Деятельность железнодорожного транспорта |
60.1 |
49.1 – 49.2 |
Транспортирование по трубопроводам |
60.3 |
49.5 |
Деятельность водного транспорта |
61 |
50 |
Деятельность воздушного транспорта |
62 |
51 |
|
|
|
Связь |
64 |
61 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
70-74 |
68 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
90-93 |
90-93 |
В том числе: |
|
|
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
92 |
90-93 |
Как объяснить низкую налоговую нагрузку?
Так как низкая налоговая нагрузка, в сравнении с показателями ФНС России, является одним из признаков «подозрительности» в деятельности налогоплательщика, налогоплательщик должен иметь объяснение причины, как для себя, так и на случаи общения с налоговыми инспекторами.
Низкая налоговая нагрузка может объясняться:
- неправильной квалификацией вида экономической деятельности
В данных ФНС РФ налоговая нагрузка определяется по видам экономической деятельности. Но эти виды представлены в укрупненном разрезе и многие виды деятельности невозможно точно отнести к соответствующим видам, указанным ФНС РФ.
- финансово-экономической ситуацией налогоплательщика
Понятно, что одни компании более успешны, чем другие. Соответственно, причиной низкой налоговой нагрузки может быть низкая рентабельность бизнеса. В этом случае, обоснованием низкой налоговой нагрузкой могут быть: снижение объемов реализации (в сравнении с прошлыми годами); повышение закупочных цен на сырье; повышение уровня заработных плат и т.д.
Иногда причина низкой рентабельности связана с осуществляемыми инвестициями – на развитие сети продаж, на развитие производства, нового вида деятельности и т.д. В этом случае целесообразно составить расчет этих инвестиций, из которого будут видны суммы таких инвестиций и доходы, расходы, результат без их учета.
Подробнее: Как объяснить низкую налоговую нагрузку?
Налоговая нагрузка по отдельным налогам
Налоговики используют еще понятие Налоговая нагрузка по отдельным налогам. Так, Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы"1 указывает, что отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
К примеру, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов.
Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.
1) Документ (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722) было отменено Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ "О комиссии по легализации налоговой базы", но комиссии на практике продолжают работать.
Другие оценки налоговой нагрузки
Ежегодно Мировой банк (World Bank Group) и аудиторско-консалтинговая компания ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) проводят рэнкинг налоговых систем стран мира: Paying Taxes (Paying Taxes). Рэнкинг проводится по трем показателям:
- Налоговая нагрузка (Total tax rate) - исчисляется как доля налоговых платежей в прибыли до уплаты налогов;
- Трудозатраты на ведение налогового учета - время в часах, требуемое для выполнения требований исчисления, подготовки отчетности по основным видам налогов;
- Количество налоговых платежей.
При этом, для целей исследование принимается гипотетическая организация, с заданными в исследовании параметрами.
В рейтинге 2017 года налоговая нагрузка в России составила 47,4% от прибыли (в том числе налог на прибыль - 8,8%, страховые взносы - 36,1%, прочие налоги - 2,5%).
Рубрики:
Советуем прочитать
Как объяснить низкую налоговую нагрузку?
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) - налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году - опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
Отчет о финансовых результатах - бухгалтерский (финансовый) отчет, который показывает доходы, расходы, финансовые результаты экономического субъекта за отчетный период
Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками - перечень факторов, которые использует налоговая служба в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок
Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) - рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).
Налоговый разрыв - разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Paying Taxes - рэнкинг налоговых систем стран мира, который ежегодно проводит Мировой банк (World Bank Group) и аудиторско-консалтинговая компания ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC)