Регистры бухгалтерского учета

Регистр бухгалтерского учета — документ, формируемый организацией, который обобщает данные учета первичных документов.

Термин "Регистры бухгалтерского учета" на английском языке — the Ledger.

Комментарий

Регистр бухгалтерского учета это обобщающий учетный документ, который включает в себя данные по учету первичных учетных документов. Регистры бухгалтерского учета, по сути, формируют мост между первичными документами и бухгалтерской отчетностью.

Предприятия сами вправе определить состав и вид регистров бухгалтерского учета, с учетом требований законодательства. Как правило, состав и формы регистров бухгалтерского учета определяются той бухгалтерской информационной системой, которую выбрала организация. Практически все ведущие разработчики информационных систем для ведения учета содержат набор необходимых для формирования отчетности регистров.

Система регистров бухгалтерского учета нередко строится с учетом необходимости ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций. Наиболее распространенный подход, когда налоговый учет строится на основе данных бухгалтерского учета и, только по тем операциям, налоговый учет которых отличается от бухгалтерского, формируются отдельные регистры налогового учета.

В то же время, некоторые организации ведут параллельный с бухгалтерским учетом – налоговый учет. В этом случае, практически каждая операция отражается как в бухгалтерском, так и в налоговом учете и регистре.

 

Во времена СССР применялась журнально-ордерная форма учета, описанная в Письме Минфина СССР от 08.03.1960 N 63 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства". Эта форму учета до сих пор применяется некоторыми предприятиями, с некоторыми изменениями. Следует отметить, что журнально-ордерная форма бухгалтерского учета логично построена.

В единой журнально-ордерной форме счетоводства применяются два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы.

 

Основные правила формирования регистров бухгалтерского учета указаны в ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Дополнительно

- сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 "Налог на прибыль организаций" налогового кодекса Российской Федерации, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора