Телеграм   Вконтакте

Источники информации о рыночных ценах для ТЦО

Источники информации о рыночных ценах для ТЦО (Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми) — перечень источников информации, которые допускается использовать налоговым органам при налоговых проверках сделок между взаимозависимые лицами, а также самими налогоплательщиками для представления документации о контролируемых сделках.

Комментарий

НК РФ предоставляет налоговым органам право проверять сделки между взаимозависимыми лицами на предмет их соответствия рыночным ценам. Если фактическая цена сделки отличается от рыночной, то налоговый орган вправе пересчитать налоговые обязательства исходя из рыночной цены. Такие сделки, которые могут подлежать такому контролю, называются контролируемыми сделками.

Статья 105.6 НК РФ определяет перечень источников информации, которые допускается использовать налоговым органам при налоговых проверках сделок между взаимозависимые лицами, а также самими налогоплательщиками для представления документации о контролируемых сделках.

Большая часть этих источников – общедоступные источники информации. Кроме того, может использоваться информацию о сделках, совершенных самим проверяемым налогоплательщиком. Причем, устанавливается, что если налоговый орган располагает информацией о сопоставимых сделках, совершенных проверяемым налогоплательщиком с не взаимозависимыми лицами, то налоговый орган не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен (п. 6 ст. 105.6 НК РФ).

Налоговый орган может иметь данные о сделках других налогоплательщиков, полученные в рамках налоговых проверок. Такие сведения не могут использоваться налоговым органом, так как они составляют налоговую тайну (п. 3 ст. 105.6 НК РФ).

Перечень допустимых источников информации:
1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
2) таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемую или представляемую по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
4) данные информационно-ценовых агентств;
5) информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.

При отсутствии (недостаточности) вышеуказанной информации может использоваться следующая информация:
1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
2) сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.
Сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) отчетности иностранных организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки;
3) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;
4) иную информацию, используемую в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.

С практической точки зрения, можно использовать данные информационно-аналитических агентств, которые предоставляют информацию по компаниям, рынкам, ценам. К таким агентствам можно отнести:

Российский рынок:

СПАРК (spark-interfax.ru)

ADVIS.RU

RUSLANA Россия, Украина, Казахстан, ruslana.bvdep.com, база бельгийской компании Bureau van Dijk bvdinfo.com)

Первое рейтинговое агентство ФИРА (FIRA)

Международные рынки:

Блумберг (Bloomberg)

Compustat

Global Vantage

AMADEUS (20 млн компаний Европы, база бельгийской компании Bureau van Dijk bvdinfo.com)

ORBIS (более 100 млн компаний мира, база бельгийской компании Bureau van Dijk bvdinfo.com)

Factiva

OnesourceBusiness Browsers

Hoover’s

Thomson Research

ISI Emerging Markets

Рынки по сегментам товаров (работ, услуг):

Займы, облигации, финасовые инструменты - cbonds (cbonds.info).

 

Источники информации, признаваемые судебной практикой:

Дело ЗАО «Нефтяная компания Дулисьма» (Решение арбитражного суда Москвы от 27.01.2017 по делу № А40-123426/2016)

Судьи посчитали правомерным определение рыночной цены на нефть, методом Сопоставимых рыночных цен, с использованием данных информационно-ценовых агентств Platt’s и «Аргус Медиа».

Дело ПАО «Уралкалий» (Постановление арбитражного суда Московского округа от 06.03.2018 № Ф05-21385/2017 по делу № А40-29025/2017)

Судьи посчитали правомерным определение рыночной цены на калийные удобрения, методом Сопоставимых рыночных цен, с использованием данных информационно-ценовых агентств Аргус Медиа, Fertecon.

 

 

Иные источники информации (пп. 4 п. 2 ст. 105.6 НК)

При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок, подготовке документации и обосновании метода ценообразования в контролируемой сделке возможно применение информации контрагента, в том числе о ценах контрагента с независимыми лицами, при условии возможности получения аналогичной информации налоговым органом (Письмо Минфина России от 28.10.2013 N 03-01-18/45611, от 27.03.2013 N 03-01-18/9764).

 

Определение из нормативных актов

Статья 105.6. "Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми" Налогового кодекса России

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:
1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
2) таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемую или представляемую по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
4) данные информационно-ценовых агентств;
5) информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.

2. При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:
1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
2) сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.
Сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) отчетности иностранных организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки;
3) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;
4) иную информацию, используемую в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. В целях сопоставления для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не допускается использование информации, составляющей налоговую тайну, а также иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленное настоящим пунктом ограничение не распространяется на сведения о налогоплательщике, в отношении которого проводится проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

4. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, используются исключительно общедоступные источники информации, а также сведения о налогоплательщике.

5. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 настоящего Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.

6. В случае, если при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, располагает информацией о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком, в отношении которого производится такая проверка, другими сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, то при сопоставлении таких сделок с анализируемой сделкой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен.

Историческая справка

Термин был введен с 1 января 2012 года - в НК РФ был внесен Раздел V.1.  НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (ст. 105.1 – 105.25 НК РФ). Этот раздел введен федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"


Рубрики:

Трансфертное ценообразование

Взаимозависимые лица

Советуем прочитать

Анализируемая сделка - сделка между взаимозависимыми лицами, которая подлежит проверке налоговым органом по вопросу трансфертного ценообразования. Налоговый орган вправе провести сопоставление условий анализируемой сделки со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

- сопоставимые с анализируемой сделки налогоплательщика с лицами, не признаваемые взаимозависимыми.

Контролируемые сделки - сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Сопоставимые сделки - сделки сопоставляемые с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой

Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки)

Внешние ссылки

Информационные агентства на audinter.ru