Телеграм   Вконтакте

Живое право

Концепция "Живое право" — разновидность социологического направления в понимании роли и сущности права. Концепция "Живого права" выдвинута в начале XX в. австро-венгерским ученым Е. Эрлихом (Ойген Эрлих, нем. Eugen Ehrlich; 14 сентября 1862 – 2 мая 1922). По Эрлиху, живое право находится не в статьях закона, а в практических отношениях.

Анализируя действовавший в то время на территории Буковины (входившей в состав Австро-Венгрии) Австрийский Гражданский кодекс, Эрлих обнаружил, что примерно только треть норм применяется в практической жизни. На основании этого он делает вывод «центр тяжести в развитии права в наши дни, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе». Эрлих призывал исследовать "живое право":

"Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все остальное — лишь голое учение, норма решения, догма или теория".

То есть, под правом, сторонники теории "живого права" понимают не совокупность правовых норм, а фактические социальные отношения между людьми, включая нормы морали, обычаи и др. Соответственно, «живое право» представлено не законодательством, а различными социальными нормами. Эрлих пишет: «Подобно тому, как в далеком прошлом право представляло собой порядок, существующий в родах, семьях, домашних общностях, сегодня его нужно искать в нормах, определяющих внутренний строй союзов, и разработанных с помощью соглашений в договорах и уставах».

Свою теорию Эрлих изложил в работе «Основы социологии права» (1913 г.).

"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996:

"Социологическое направление в теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, — изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда — отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело".


Рубрики:

Юридический справочник

Советуем прочитать

Эрлих Ойген (wikipedia.org)