Телеграм   Вконтакте

Товарный знак

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Товарный знак, как и знак обслуживания, иногда называют как Бренд — от английского brand — клеймо.

"Товарный знак" на английском языке — trade mark.

Комментарий

Товарный знак это обозначение, служащее для индивидуализации товаров. Право на товарный знак является исключительным правом и удостоверяется свидетельством на товарный знак.

Юридические вопросы товарных знаков регулируются пар. 2 "Право на товарный знак и право на знак обслуживания" главы 76. "ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Так, ст. 1477 ГК РФ определяет:

"На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации)".

Права на товарный знак являются одним из видов средств индивидуализации, к которым относятся (номера пар. по главе 76 ГК РФ)

§ 1. Право на фирменное наименование

§ 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания

§ 3. Право на наименование места происхождения товара

§ 4. Право на коммерческое обозначение

Функции товарного знака

Отличительная - товарный знак позволяет выделять товары товары производителя среди других товаров

Рекламная - товарный знак способствует привлечению покупателей

Охранительная - товарный знак предупреждает третьи лица о недопустимости использования обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком.

Государственная регистрация товарных знаков

Права на товарный знак подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) – ст. 1480 ГК РФ. Порядок государственной регистрации установлен статьями 1503 и 1505 ГК РФ.

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).

Знак охраны товарного знака

Статья 1485 "Знак охраны товарного знака" ГК РФ определяет знак, которым правообладатель обозначает зарегистрированный товарный знак. Это помещение рядом с товарным знаком латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности (®) либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Такое обозначение указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Если была подана заявка на регистрацию товарного знака, но регистрация еще не произведена, то принято указывать знак TM (Торговая марка, Trade mark, анг.). Знак TM не установлен нормативными актами, но используется на практике, для обозначения товарных знаков, которые еще не зарегистрированы.

Реестр товарных знаков и знаков обслуживания

Государство ведет Реестр товарных знаков и знаков обслуживания. Этот реестр открыт для всеобщего пользования:

https://www1.fips.ru/registers-web/

Передача прав на товарный знак

Передать право на товарный знак можно по договору об отчуждении исключительного права на товарный знак (ст. 1488 ГК РФ) или по лицензионному договору о предоставлении права использования товарного знака (ст. 1489 ГК РФ).

В первом случае правообладатель передает весь комплекс исключительных прав приобретателю. То есть, в результате сделки бывший правообладатель теряет (передает) все права, а приобретатель получает их (аналог купли-продажи товара).

При заключении лицензионного договора, обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (аналог договора аренды имущества). То есть в этом случае, правообладатель продолжает владеть комплексом исключительных прав, а лицензиат только получает право использовать право на товарный знак в оговоренных приделах, например, производить и реализовывать товар под товарным знаком.

Срок действия прав

 Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1491 ГК РФ).

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.

Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

 

Международная регистрация товарных знаков

Международная регистрация товарных знаков осуществляется в соответствии с "Соглашеним о международной регистрации знаков" (Заключено в Мадриде 14.04.1891).

 

Особенность амортизации товарных знаков

Товарные знаки, признаются нематериальным активом в бухгалтерском и налоговом учете.

Один из вопросов - какой срок полезного использования следует устанавливать по товарным знакам в налоговом учете?

Рекомендуется устанавливать срок полезного использования 10 лет.

Так, определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства (п. 2 ст. 258 НК РФ).

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1491 ГК РФ).

Минфин России рекомендует ориентироваться на этот срок - Письмо Минфина России от 27.05.2016 N 03-03-06/1/30730.

 

Историческая справка

С 01.01.2008 термин "Товарный знак" применяется в значении части четвертой ГК РФ (ст. 5 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

С 01.01.1993 г. по 31.12.2007 термин регулировался Законом РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"

Советуем прочитать

Юридическое лицо — организация.

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Знак обслуживания — обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Роялти

Исключительное право

Лицензионный договор

Внешние ссылки

Товарный знак (wikipedia.org)