Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — вид налогового контроля, который применяется с согласия и по заявлению налогоплательщика. Особенность налогового мониторинга в том, что налоговый орган имеет доступ к финансовой информации на постоянной основе.

Налоговый мониторинг регулируется Разделом V.2. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Налоговый мониторинг еще называют как "горизонтальный мониторинг".

Комментарий

Налоговый мониторинг — это вид налогового контроля, который применяется с согласия и по заявлению налогоплательщика. Особенность налогового мониторинга в том, что налоговый орган имеет доступ к финансовой информации на постоянной основе. В связи с этим, обычные камеральные и выездные налоговые проверки не проводятся (за некоторым исключением). В то же время, режим налогового мониторинга предполагает, что налогоплательщик как бы находится постоянно в режиме налоговой проверки.

Преимущество налогового мониторинга для налогоплательщиков в том, что такая форма контроля может существенно снижать налоговые риски. В рамках налогового мониторинга предусматривается урегулирование спорных вопросов, что снижает риск возникновения штрафов и пени. Так, по спорным вопросам налоговый орган готовит мотивированное мнение налогового органа.

Налогоплательщик, перешедший на налоговый мониторинг, вправе получать мотивированное мнение налогового органа не только по совершенным сделкам, но и по планируемым сделкам (п. 4 ст. 105.30 НК РФ). В этом случае, мотивированное мнение налогового органа является, по сути, предварительным налоговым разъяснением (налоговым рулингом). Если налогоплательщик не уплатил налог (сбор) в результате применения мотивированного мнения налогового органа, то он освобождается от применения санкций (п. 2 ст. 111 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ) и пени (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Налоговый мониторинг был впервые введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Кто применяет налоговый мониторинг

Первыми налогоплательщиками, применившими налоговый мониторинг, стали — ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь».

На начало 2020 года налоговый мониторинг применяло уже около 100 налогоплательщиков.

НОВАТЭК (производитель природнго газа) присоединилась к налоговому мониторингу в 2017 году. К началу 2021 года семь крупнейших участников группы перешли на налоговый мониторинг. С 2021 года к налоговому мониторингу присоединятся еще пять компаний группы «НОВАТЭК». Комментируя переход новых компаний на налоговый мониторинг главный бухгалтер ПАО «НОВАТЭК» Юлия Зобова отметила:

«Мы с нетерпением ожидаем принятия изменений в Налоговый кодекс, которые позволят вступать в налоговый мониторинг всем участникам консолидированной группы налогоплательщиков, без учета суммовых критериев. Когда поправки примут, к проекту смогут присоединиться 16 компаний группы НОВАТЭК».

Источник: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10111601/

Суть и условия налогового мониторинга

Налоговый мониторинг регулируется Разделом V.2. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Применить эту процедуру налогового контроля могут только крупные налогоплательщики.

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (ст. 105.27 НК РФ).

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

 

Мотивированное мнение налогового органа (Статья 105.30. НК РФ)

1. Мотивированное мнение налогового органа (далее в настоящей главе - мотивированное мнение) отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Форма и требования к составлению мотивированного мнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

3. Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления.

Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

4. Запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.

4.1. Запрос о предоставлении мотивированного мнения должен содержать:

1) описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

2) информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, и иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

3) позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.

4.2. К запросу о предоставлении мотивированного мнения могут быть приложены копии документов, подтверждающих информацию, указанную в запросе.

Запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.

При рассмотрении запроса о предоставлении мотивированного мнения налоговый орган вправе истребовать у организации, направившей запрос, документы (информацию), необходимые для подготовки мотивированного мнения, в порядке, установленном статьей 105.29 настоящего Кодекса.

5. Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение одного месяца со дня получения указанного запроса.

Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

6. О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Организация уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения. К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения.

7. Мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, или существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией, либо если на момент исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), совершения иного факта хозяйственной жизни нормы законодательства и нормативно-правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены).

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.

8. В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.

Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в рамках налогового мониторинга в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Налоговый орган в срок не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.

10. При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

 

Взаимосогласительная процедура (Статья 105.31. НК РФ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.30 настоящего Кодекса, инициирует проведение взаимосогласительной процедуры в рамках налогового мониторинга (далее в настоящей статье - взаимосогласительная процедура).

2. Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.

3. По результатам взаимосогласительной процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

4. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения подписывается руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

5. Организация в течение одного месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

 

Камеральные проверки при налоговом мониторинге (п. 1.1. ст. 88 НК РФ)

При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

 

Нормы, исключающие применение санкций и пени, в случае применения мотивированного мнения налогового органа:

Освобождение от пени (п. 8 ст. 75 НК РФ):

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Освобождение от налоговой ответственности (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ):

Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.


Рубрики:

Налоговый контроль

Налоговое планирование

Советуем прочитать

Предварительное налоговое разъяснение (налоговый рулинг) — согласование с налоговым органом налоговых последствий сделки до ее заключения.

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговый разрыв — разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Статьи

В 2020 году к налоговому мониторингу присоединилось более 100 новых налогоплательщиков (ФНС) >

На сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовано интервью Марины Александровны Крашенинниковой (начальник управления налогового мониторинга), в котором отмечается, что если в 2019 году к налоговому мониторингу присоединились 52 компании, то в 2020 уже более 100. Большой интерес к налоговому мониторингу проявили иностранные компании.

Внешние ссылки

Налоговый мониторинг (nalog.ru)

Федеральная налоговая служба готовится к подведению первых итогов реализации проекта о внедрении «горизонтального мониторинга» в России (nalog.ru)

Участники группы НОВАТЭК присоединяются к налоговому мониторингу (nalog.ru)

Теперь и по горизонтали (rg.ru)