Телеграм   Вконтакте

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — вид налогового контроля, который применяется с согласия и по заявлению налогоплательщика. Особенность налогового мониторинга в том, что налоговый орган имеет доступ к финансовой информации на постоянной основе.

Налоговый мониторинг регулируется Разделом V.2. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Налоговый мониторинг еще называют как "горизонтальный мониторинг".

Комментарий

Налоговый мониторинг — это вид налогового контроля, который применяется с согласия и по заявлению налогоплательщика. Особенность налогового мониторинга в том, что налоговый орган имеет доступ к финансовой информации на постоянной основе. В связи с этим, обычные камеральные и выездные налоговые проверки не проводятся (за некоторым исключением). В то же время, режим налогового мониторинга предполагает, что налогоплательщик, как бы находится постоянно в режиме налоговой проверки.

Преимущество налогового мониторинга для налогоплательщиков в том, что такая форма контроля может существенно снижать налоговые риски, штрафы и пени. В рамках налогового мониторинга предусматривается урегулирование спорных вопросов. Так, по спорным вопросам налоговый орган готовит мотивированное мнение налогового органа.

Налогоплательщик, перешедший на налоговый мониторинг, вправе получать мотивированное мнение налогового органа не только по совершенным сделкам, но и по планируемым сделкам (п. 4 ст. 105.30 НК РФ). В этом случае, мотивированное мнение налогового органа является, по сути, предварительным налоговым разъяснением (налоговым рулингом). Если налогоплательщик не уплатил налог (сбор) в результате применения мотивированного мнения налогового органа, то он освобождается от применения санкций (п. 2 ст. 111 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ) и пени (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг на дату представления налоговой декларации по НДС, вправе применять заявительный порядок возмещения НДС (пп. 6 п. 2 ст. 176.1. НК РФ).

Налоговый мониторинг был впервые введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Кто применяет налоговый мониторинг

В 2024 году участниками налогового мониторинга стали 568 компаний.

Первыми в истории налогоплательщиками, применившими налоговый мониторинг, стали — ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь».

На начало 2020 года налоговый мониторинг применяло уже около 100 налогоплательщиков.

НОВАТЭК (производитель природнго газа) присоединилась к налоговому мониторингу в 2017 году. К началу 2021 года семь крупнейших участников группы перешли на налоговый мониторинг. С 2021 года к налоговому мониторингу присоединились еще пять компаний группы «НОВАТЭК». Комментируя переход новых компаний на налоговый мониторинг главный бухгалтер ПАО «НОВАТЭК» Юлия Зобова отметила:

«Мы с нетерпением ожидаем принятия изменений в Налоговый кодекс, которые позволят вступать в налоговый мониторинг всем участникам консолидированной группы налогоплательщиков, без учета суммовых критериев. Когда поправки примут, к проекту смогут присоединиться 16 компаний группы НОВАТЭК».

Источник: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10111601/

Суть и условия налогового мониторинга

Налоговый мониторинг регулируется Разделом V.2. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)) "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Применить эту процедуру налогового контроля могут относительно крупные налогоплательщики, а также некоторые категории организаций.

Кто может применять налоговый мониторинг

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 80 миллионов рублей (с 08.08.2024, Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ, было 100 млн. рублей).

При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 800 миллионов рублей (с 08.08.2024, Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ, было 1 млрд. рублей);

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 800 миллионов рублей (с 08.08.2024, Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ, было 1 млрд. рублей).


Без указанных выше условий могут применять налоговый мониторинг следующие категории налогоплательщиков (п. 3.1. ст. 105.26 НК РФ, с учётом изменений от 08.08.2024, Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ):

1) организации, в отношении которых проводится налоговый мониторинг;

2) организации, имеющие статус резидентов:

— территории опережающего развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации",

— свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток",

— Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации";

3) организации, признаваемые налогоплательщиками – участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений;

4) организации, являющиеся участниками промышленного кластера, соответствующего требованиям к промышленным кластерам, установленным Правительством Российской Федерации;

5) организации – резиденты особой экономической зоны;

6) организации – бывшие участники консолидированной группы налогоплательщиков;

7) организации, если одна из таких организаций прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет 50 процентов и более и если эти организации вместе отвечают следующим критериям:

— совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации всеми этими организациями за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 1 миллиарда рублей. При определении указанной совокупной суммы налогов учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента;

— суммарный объем полученных доходов по данным годовых бухгалтерских (финансовых) отчетностей этих организаций за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

— совокупная стоимость активов по данным бухгалтерских (финансовых) отчетностей этих организаций на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

8) организации, являющиеся операторами лотерей в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях";

9) организации, признаваемые государственным или муниципальным учреждением.


Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

1) регламент информационного взаимодействия;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;

4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Мотивированное мнение налогового органа (статья 105.30. НК РФ)

1. Мотивированное мнение налогового органа (далее в настоящей главе - мотивированное мнение) отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Форма и требования к составлению мотивированного мнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

3. Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления.

Указанное мотивированное мнение может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга.

4. Запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.

4.1. Запрос о предоставлении мотивированного мнения должен содержать:

1) описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

2) информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, и иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

3) позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.

4.2. К запросу о предоставлении мотивированного мнения могут быть приложены копии документов, подтверждающих информацию, указанную в запросе.

Запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.

При рассмотрении запроса о предоставлении мотивированного мнения налоговый орган вправе истребовать у организации, направившей запрос, документы (информацию), необходимые для подготовки мотивированного мнения, в порядке, установленном статьей 105.29 настоящего Кодекса.

4.3. Запрос о предоставлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

5. Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение одного месяца со дня получения указанного запроса.

Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

6. О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Организация уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения).

Указанное в настоящем пункте уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

7. Мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, или существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией, либо если на момент исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), совершения иного факта хозяйственной жизни нормы законодательства и нормативно-правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены).

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.

8. В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.

Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в рамках налогового мониторинга в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Налоговый орган в срок не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.

10. При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Взаимосогласительная процедура (статья 105.31. НК РФ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.30 настоящего Кодекса, инициирует проведение взаимосогласительной процедуры в рамках налогового мониторинга (далее в настоящей статье - взаимосогласительная процедура).

2. Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.

3. По результатам взаимосогласительной процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

4. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения подписывается руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

5. Организация в течение одного месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Указанное в настоящем пункте уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Камеральные проверки при налоговом мониторинге (п. 1.1. ст. 88 НК РФ)

При представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Нормы, исключающие применение санкций и пени, в случае применения мотивированного мнения налогового органа:

Освобождение от пени (п. 8 ст. 75 НК РФ):

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

 

Освобождение от налоговой ответственности (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ):

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом);


Рубрики:

Налоговый контроль

Налоговое планирование

Справочник по налогам

Справочник

Советуем прочитать

Предварительное налоговое разъяснение (налоговый рулинг) — согласование с налоговым органом налоговых последствий сделки до ее заключения.

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговый разрыв — разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Заявительный порядок возмещения НДС
Упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки.

Статьи

Снижены суммовые пороги для применения налогового мониторинга (с 1 июля 2021 г.) >

С 1 июля 2021 года снижены суммовые пороги для применения налогового мониторинга (Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ).

В 2020 году к налоговому мониторингу присоединилось более 100 новых налогоплательщиков (ФНС) >

На сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовано интервью Марины Александровны Крашенинниковой (начальник управления налогового мониторинга), в котором отмечается, что если в 2019 году к налоговому мониторингу присоединились 52 компании, то в 2020 уже более 100. Большой интерес к налоговому мониторингу проявили иностранные компании.

Внешние ссылки

Налоговый мониторинг (nalog.ru)

Федеральная налоговая служба готовится к подведению первых итогов реализации проекта о внедрении «горизонтального мониторинга» в России (nalog.ru)

Участники группы НОВАТЭК присоединяются к налоговому мониторингу (nalog.ru)

Теперь и по горизонтали (rg.ru)