😎 Вебинары бухгалтеру

«О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций» (Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@)

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовала письмо «О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций» (Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@).

В рекомендациях приведено 11 ответов на вопросы по заявительному порядку предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций, который введен с 2022 года для имущества, которое облагается налогом от кадастровой стоимости.

«О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций»

Федеральная налоговая служба обобщила вопросы применения, начиная с налогового периода 2022 года, заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренного пунктом 8 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ), и направляет прилагаемые рекомендации.

С настоящим документом необходимо ознакомить сотрудников налоговых органов, на которых будут возложены полномочия по рассмотрению заявлений о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение к письму ФНС России от 2 сентября 2021 г. N БС-4-21/12421@

1. С какого налогового периода может применяться заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, оформленное в соответствии с пунктом 8 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации <1> и приказом ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@ <2>?

--------------------------------

<1> Далее - Кодекс.

<2> Далее - заявление о льготе.

 

Разъяснения (рекомендации):

Заявление о льготе может применяться, начиная с налогового периода 2022 года, для предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций <3> налогоплательщиками - российскими организациями, имеющими право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость <4> (пункт 8 статьи 382 Кодекса, пункт 81 статьи 2, часть 3 статьи 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

--------------------------------

<3> Далее - налог.

<4> Далее - налоговые льготы.

 

2. Необходимо ли предоставлять заявление о льготе в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества?

Разъяснения (рекомендации):

Заявление о льготе предназначено для применения налоговой льготы налогоплательщиками - российскими организациями в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости (пункт 8 статьи 382 Кодекса).

Для иных объектов налогообложения льготы по уплате налога, как и ранее, заявляются (указываются) в налоговой декларации по налогу (пункт 1 статьи 386 Кодекса, приложение N 3 к приказу ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@).

 

3. В течение 2022 года организация, имеющая право на налоговые льготы, намерена ликвидироваться. За период с начала 2022 года до ликвидации организации каким образом можно заявить налоговые льготы?

Разъяснения (рекомендации):

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот введен для налогового периода 2022 года и последующих налоговых периодов в связи с отменой с 2023 года обязанности налогоплательщиков - российских организаций включать в налоговую декларацию по налогу сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (пункт 8 статьи 382, пункт 6 статьи 386 Кодекса).

Положения пункта 6 статьи 386 Кодекса применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу за налоговый период 2022 года (часть 17 статьи 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

Учитывая, что в рассматриваемом случае налоговый период 2022 года полностью не завершен, налоговые льготы заявляются в соответствии с применяемыми в 2022 году правилами предоставления налоговой декларации по налогу (пункт 3 статьи 55, пункт 1 статьи 386 Кодекса, приказ ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@).

 

4. Допустимо ли применять налоговые льготы при уплате авансовых платежей по налогу в течение текущего налогового периода в случае, если заявление о льготе в этом налоговом периоде не подано?

Разъяснения (рекомендации):

Глава 30 Кодекса не связывает уплату авансовых платежей по налогу, учитывающих налоговую льготу, с обязательным представлением заявления о льготе.

Кроме того, в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о льготе или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пункт 8 статьи 382 Кодекса).

В тоже время, следует понимать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 386 Кодекса, начиная с 2023 г., для обеспечения выявления недоимки налогоплательщикам направляются сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога <5>.

--------------------------------

<5> Далее - сообщение.

 

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе. Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в сообщении будет отражена сумма налога без применения налоговой льготы.

В дальнейшем, в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 6 статьи 386 Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, включая заявление о льготе, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы за период, указанный в сообщении. Однако если налоговым органом на основе полученных документов не будет предоставлена налоговая льгота, налогоплательщик несет риски предусмотренных Кодексом последствий неуплаты (не полной уплаты) в бюджет авансовых платежей по налогу, включая пени.

 

5. В какой срок необходимо представить заявление о льготе?

Разъяснения (рекомендации):

Предельный срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Кодексом не установлен.

 

6. Какой налоговый орган уполномочен рассматривать заявление о льготе с принятием решения о ее предоставлении?

Разъяснения (рекомендации):

Применение приказа ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@, предусматривающего по результатам рассмотрения заявления о льготе составление и направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы, обеспечивается УФНС России по субъектам Российской Федерации, в структуру которых могут входить подчиненные им налоговые инспекции (пункт 3 указанного приказа).

Пунктом 2.1 приложения к письму ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@ "Об организации обработки формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества" регламентировано, что заявление о льготе рассматривается налоговым органом по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в заявлении о льготе <6>.

--------------------------------

<6> Под таким налоговым органом понимается налоговый орган, указанный в абзаце втором пункта 5 статьи 83 Кодекса.

 

Заявление о льготе может быть рассмотрено иным налоговым органом, если законодательством и (или) организационно-распорядительными документами ФНС России рассмотрение заявления о льготе отнесено к полномочиям этого налогового органа.

 

7. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган должен направить уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. По какой форме оформляются указанные документы?

Разъяснения (рекомендации):

Формы этих документов утверждены приказом ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@.

 

8. Допускается ли по одному заявлению о льготе одновременное направление уведомления о предоставлении налоговой льготы и сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы?

Разъяснения (рекомендации):

Допускается при наличии соответствующих оснований, например, применительно к разным периодам действия заявленной налоговой льготы и (или) разным объектам налогообложения.

Например, в заявлении о льготе указан срок предоставления налоговой льготы 01.01 - 31.12.2022, при этом за период с 01.01 по 31.05 действие налоговой льготы подтверждено (за этот период направляется уведомление о предоставлении налоговой льготы), а за период с 01.06 по 31.12 действие налоговой льготы не подтверждено (за этот период направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы).

 

9. Необходимо ли предоставление заявления о льготе в отношении принадлежащего организации недвижимого имущества, не относящегося к объектам налогообложения (например, используемого организацией памятника истории и культуры народов Российской Федерации федерального значения)?

Разъяснения (рекомендации):

Кодексом не предусмотрено представление заявления о льготе по объектам недвижимости, которые не являются объектами обложения налогом (пункт 4 статьи 374, пункт 8 статьи 382 Кодекса).

 

10. Можно ли в первый месяц 2022 года представить заявление о льготе, указав период ее использования в течение всего 2022 года и последующих лет?

Разъяснения (рекомендации):

Необходимо понимать, что, если в заявлении о льготе указан не наступивший период, за который заявлена налоговая льгота, для ее предоставления налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период, указанный в заявлении, поскольку в уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания ее предоставления (пункт 3 статьи 361.1, пункт 8 статьи 382 Кодекса).

В противном случае, в отношении документально неподтвержденного периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

 

11. Допускается ли направление заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России?

Разъяснения (рекомендации):

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Кодекса, личный кабинет налогоплательщика используется для реализации налогоплательщиками своих прав, установленных Кодексом, только в случаях, предусмотренных Кодексом. Представление организациями заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика в настоящее время Кодексом не предусмотрено.


Рубрики:

Судебная практика по налогам

Нормативка

Советуем прочитать

Судебная практика по налоговым спорам

Разъяснения Верховного суда РФ по вопросам судебной практики — разъясняющие документы ВС РФ, которые выходят в форме Постановления Пленума Верховного Суда РФ или Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утверждаемого Президиумом Верховного Суда РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.