Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовала письмо «По вопросу непривлечении по статье 126 при совершении правонарушений по непредставлению отчета и уведомлений по прослеживаемости» (Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@).
Ведомство указало:
Непредставление Отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не является налоговым правонарушением. В этой связи нормы, устанавливающие ответственность в соответствии со статьями 126 и 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не распространяются на правонарушения в части непредставления Отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган Отчета, и документов, содержащие реквизиты прослеживаемости.
В отношении норм, устанавливающих ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости, установлен переходный период - один год с момента вступления в силу основных положений законодательства о национальной системе прослеживаемости. То есть, указанные нормы будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 года.
«По вопросу непривлечении по статье 126 при совершении правонарушений по непредставлению отчета и уведомлений по прослеживаемости»
Федеральная налоговая служба в связи с вступлением на территории Российской Федерации с 08.07.2021 национальной системы прослеживаемости товаров, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), введенным в силу 01.07.2021 Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 371-ФЗ), налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет), и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, установленных Правительством Российской Федерации случаях.
В соответствии с пунктом 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров", под прослеживаемостью признается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости товаров. В свою очередь национальная система прослеживаемости товаров представляет собой информационную систему, обеспечивающую сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
В этой связи законодательство о национальной системе прослеживаемости товаров не относится к законодательству о налогах и сборах.
Непредставление Отчета, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не оказывает прямого или косвенного влияния на уплату налогов и сборов налогоплательщиками.
Таким образом, непредставление Отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не является налоговым правонарушением. В этой связи нормы, устанавливающие ответственность в соответствии со статьями 126 и 126.1 Кодекса не распространяются на правонарушения в части непредставления Отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган Отчета, и документов, содержащие реквизиты прослеживаемости.
Одновременно необходимо подчеркнуть, что в отношении норм, устанавливающих ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости, установлен переходный период - один год с момента вступления в силу основных положений законодательства о национальной системе прослеживаемости. То есть, указанные нормы будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 года.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
Рубрики:
Советуем прочитать
Судебная практика по налоговым спорам
Разъяснения Верховного суда РФ по вопросам судебной практики — разъясняющие документы ВС РФ, которые выходят в форме Постановления Пленума Верховного Суда РФ или Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утверждаемого Президиумом Верховного Суда РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.