Налоговый орган не обязан проводить налоговую проверку контрагента, из-за действий которого налогоплательщику (покупателю) отказано в вычете НДС (арбитражный суд).

Арбитражный суд, в связи со спором и доначислении налоговым органом НДС по договору с проблемным контрагентом указал, что налоговый орган не обязан проводить налоговую проверку контрагента, из-за действий которого налогоплательщику (покупателю) отказано в вычете НДС (ЗАО "НЭМ ОЙЛ", Постановление 8 ААС № 08АП-10272/2020 от 10.11.2020 по делу № А75-6951/2020).

Налоговый орган провел проверку налогоплательщика (покупатель), который принял к вычету НДС в связи с выданным контрагенту (продавец) авансом. Налоговики доначислили НДС, так как установили "отсутствие источника возмещения НДС" (проблемный контрагент).

Налоговики доначислили НДС, применили штраф по п. 3 ст. 122 НК РФ в размере 40% и начислили пени на общую сумму около 170 млн. рублей.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконными бездействия начальника инспекции ФНС и об обязании инспекции ФНС провести выездную налоговую проверку контрагента.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали налогоплательщику, отметив, что законодательство не устанавливает обязанности налоговой инспекции проводить выездную налоговую проверку контрагента налогоплательщика.

Так, суд 1-й инстанции указал:

Действующее налоговое законодательство предусматривает самостоятельное определение налоговым органом целесообразность проведения выездных налоговых проверок по результатам целенаправленного отбора и всестороннего анализа деятельности налогоплательщиков, исходя из определенных критериев.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в том числе Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно приказу Федеральной налоговой службы России от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@) значение общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы.

К указанным критериям вопреки доводам заявителя не относится принятие решения о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом в отношении контрагента по хозяйственной операции, состоящего на налоговом учете в ином налоговом органе.

Таким образом, у Инспекции вопреки доводам заявителя не возникло обязанности после вступления в законную силу решения Инспекции ... внести в план работы и провести выездную налоговую проверку в отношении контрагента ..., такая обязанность ответчика не следует из положений статей 30 и 31 НК РФ, на которые ссылается заявитель.

Суд апелляционной инстанции подтвердил такой вывод.


Рубрики:

Судебная практика по налогам

Налоговый контроль

Советуем прочитать

Фирма-однодневка
Организация, которая сама не платит положенные налоги и при этом предоставляет возможность получения вычетов, расходов своим клиентам. Фирма-однодневка используется для применения незаконных схем минимизации налогов.