Вопрос
Какой смысл в ликвидации основного средства в учёте?
Ответ
Ликвидация основного средства позволяет списать объект с учета.
В случае если не вся стоимость объекта была признана в составе расходов, но объект не подлежит дальнейшему использованию, то ликвидация основных средств позволяет признать недоамортизированную стоимость, как в налоговом учете, так и в бухгалтерском учете.
Обоснование
Ликвидация основного средства — это серия действий организации (прежде всего — бухгалтерии), которая приводит к списанию объекта с учета и признанию в учете его недоамортизированной стоимости.
Многим знакома ситуация, когда на складе хранится большое количество уже давно не используемых объектов — принтеры и иная оргтехника, мебель и т.д. Нередко, такое имущество продолжает числиться в учете организации как основные средства.
Что же дает ликвидация основных средств?
Списание объекта с учета
Ликвидация объекта основных средств приводит к тому, что объект списывается как в бухгалтерском, так и в налоговом учете с баланса организации. После ликвидации объект не будет учитываться в учете, по нему не будет начисляться амортизация, он не будет инвентаризироваться и т.д.
Ликвидация объекта приводит к его списанию с материально-ответственных лиц.
Списание объекта основного средства является обязательным, в бухгалтерском учете, если он не способен приносить организации экономические выгоды в будущем. Так, п. 40 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» указывает, что списание объекта основных средств обусловливается, например:
а) прекращением использования этого объекта вследствие его физического или морального износа при отсутствии перспектив продажи или возобновления использования;
б) передачей этого объекта другому лицу в связи с его продажей, меной, передачей в виде вклада в капитал другой организации, передачей в неоперационную (финансовую) аренду, передачей в некоммерческую организацию;
в) физическим выбытием этого объекта в связи с его утратой, стихийным бедствием, пожаром, аварией и другими чрезвычайными ситуациями;
г) истечением нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации этого объекта, в результате чего его использование организацией становится невозможным;
д) прекращением организацией деятельности, в которой использовался этот объект, при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности.
В налоговом учете прямо не определено такое же требование. В то же время, амортизация объекта основного средства, который явно неиспользуется в хозяйственной деятельности, может быть исключена из расходов для налога на прибыль, как экономически неоправдынный расход (ст. 252 НК РФ).
Списание в расходы суммы недоамортизированной стоимости
Сумма недоамортизированной стоимости признается в составе расходов единовременно, в момент ликвидации объекта.
Так, по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных расходов признаются «расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации…» (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В бухгалтерском учете сумма недоамортизированной стоимости также признается в расходах единовременно при ликвидации объекта – «Разница между суммой балансовой стоимости списываемого объекта основных средств и затрат на его выбытие, с одной стороны, и поступлениями от выбытия этого объекта, с другой стороны, признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект основных средств.» (п. 44 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»).
То есть, по налогу на прибыль, списание объектов основных средств позволяет признать расходы в виде недоамортизированной стоимости объектов (увеличивает расходы по налогу на прибыль). В бухгалтерском учете списание объектов основных средств также приводит к расходам на сумму недоамортизированной стоимости объектов, что ухудшает финансовые показатели.
Пример
Организация ликвидирует компьютер, остаточной стоимостью 20 тыс. рублей.
Сумма остаточной стоимости списывается в состав расходов при ликвидации.
Если компьютер не будет ликвидирован и продолжит числиться в учете, то сумма остаточной стоимости будет списываться через механизм амортизации. Более того, налоговые органы могут поставить под сомнение правомерность отнесения на расходы суммы амортизации по объекту, который фактически не используется (экономическая обоснованность расходов).
Следует отметить, что если при ликвидации объекта какие-либо его части могут использоваться в производстве, то такие части принимаются к учете по цене возможного использования и включаются в доход.
Так, если на указанном выше примере с компьютером организация приняла решение, что карта памяти может быть использована для увеличения объема памяти другого компьютера, то эта карта памяти принимается на учет в качества материалов по цене возможного использования. Если, к примеру, рыночная цена такой карты памяти (с учетом износа) составляет 2 тыс. рублей, то по этой стоимости карта памяти принимается на учет как материал и эта же сумма включается в доход.
Как результат, при списании компьютера будет отражен расход в сумме 18 тыс. рублей (20 тыс. – 2 тыс.).
Рубрики:
Основные средства и капвложения
Советуем прочитать
- Основное средство
- Средства труда длительного пользования (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, машины и оборудование, сооружения и передаточные устройства, транспортные средства.
- Списание основных средств
- Списание в бухгалтерском и налоговом учете стоимости объекта основных средств, в связи с его выбытием или прекращением использования.
Списание объектов основных средств и нематериальных активов, как способ налогового планирования >
Списание морально устаревших, неиспользуемых основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) позволяет решить целый ряд налоговых и бухгалтерских задач.