Телеграм   Вконтакте

Критерии оценки операций на предмет необоснованной налоговой выгоды от ФНС

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) разъяснила критерии оценки операций, при определении права налоговых органов изменять, для налоговых целей, юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности, в Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Несмотря на то, что сам документ довольно старый (2021 год), его выводы используются и в настоящее время.

Предусмотрено 4 основных критерия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, которые оцениваются налоговиками:

1) Имела ли место операция в действительности и получено ли исполнение по сделке налогоплательщиком (реальность операции)?

✔ Нет.

Нереальная операция в целях налогообложения не учитывается, иные критерии в отношении нее не оцениваются.

✔ Да.

Реально совершенные операции оцениваются на предмет их соответствия остальным критериям

2) Исполнено ли обязательства надлежащим лицом?

✔ Да.

Оцениваются иные критерии.

✔ Нет (исполнено иным лицом).

а) Если налогоплательщиком проявлена коммерческая осмотрительность и он не знал и не должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как "техническую" компанию и предоставлении исполнения иным лицом, то в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения.

Налогоплательщик имеет право на учет расходов и применение налоговых вычетов по НДС исходя из сведений, отраженных в документах (п. 20).

 

б) Имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что:

— налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности (умысел)

либо

— знал  или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как "техническую" компанию, и об исполнении обязательства иным лицом (неосторожность).

Наличие оснований для уменьшения налоговой обязанности рассматривается с учетом формы вины, в зависимости от которой определяются предъявляемые к налогоплательщику требования о подтверждении им данных о действительном поставщике (подрядчике, исполнителе) и параметрах совершенных с ним операций:

— При встраивании "технической" компании или цепочки таких компаний (умысел) между налогоплательщиком и лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, повлекшее завышение расходов и вычетов по НДС, сумма расходов и налоговых вычетов, подлежащая учету, производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке (договорах, первичных документах, счетах-фактурах, платежных поручениях и т.п.).

Бремя доказывания размера документально не подтвержденных операций с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, лежит на налогоплательщике (п. 10).

— При непредоставлении налогоплательщиком сведений и подтверждающих их документов о лице, осуществившем фактическое исполнение, и действительных параметрах спорной операции налогоплательщик не вправе применять налоговые вычеты и учитывать расходы, понесенные по спорным операциям (п. 11).

— При установлении, что спорные работы не могли быть выполнены подрядчиком (услуги не могли быть оказаны исполнителем), и соответствующий результат был достигнут собственными силами налогоплательщика налоговым органом могут быть учтены расходы и налоговые вычеты по НДС в отношении подтвержденных налогоплательщиком операций по приобретению материальных и иных ресурсов, не связанных с оплатой труда, необходимых для достижения результата выполнения работ (оказания услуг) (п. 12).

 

При установлении, что налогоплательщик должен был знать об обстоятельствах, характеризующих деятельность контрагента и свидетельствующих о невозможности исполнения им обязательств (неосторожность), в ситуациях, когда отсутствует спор о факте осуществления расходов (п. 17).

— При установлении в ходе проверки лица, осуществившего исполнение, в результате исключения "технической" компании, встроенной в отношения между данным лицом и налогоплательщиком (цепочки таких компаний), учет расходов и налоговых вычетов сумм НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке (п. 17.1.).

— При невозможности установления лица, осуществившего исполнение, право на налоговый вычет сумм НДС не предоставляется (п. 17.2.). В отношении расходов подлежит применению расчетный способ определения налоговой обязанности.

3) Имеются ли искажения юридической квалификации операций, статуса и характера деятельности их сторон в целях налогообложения (действительный экономический смысл хозяйственной операции)?

✔ Нет.

Оцениваются иные критерии.

✔ Да.

Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Налоговые последствия операций определяются исходя из надлежащей правовой квалификации этих операций (прикрываемых операций). Прикрывающие операции в целях налогообложения не учитываются (п. 22).

4) наличие иной основной цели совершения налогоплательщиком операции, чем уменьшение налоговой обязанности (деловая цель).

✔ Да

Оцениваются иные критерии

✔ Нет

Налоговые последствия сделки не учитываются.

При разрешении вопроса о том, что именно являлось основной целью операции (достижение деловой цели, получение экономического эффекта или уменьшение налоговой обязанности), необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ (п. 25).


Рубрики:

Налоговое планирование

Налоговый справочник

Статьи

Советуем прочитать

Необоснованная налоговая выгода
Необоснованное уменьшение размера налоговой обязанности (злоупотребление правом в налоговой сфере). Необоснованная налоговая выгода влечет неблагоприятные последствия для налогоплательщика в виде исключения ее результатов из расчета налоговых платежей и, соответственно, увеличения сумм налога, начисления штрафов и пени.

Должная осмотрительность при выборе контрагента в трактовке ФНС >

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) издала Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором привела практику применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Большое внимание в разъяснении уделено вопросу должной осмотрительности налогоплательщика, при выборе контрагента. Подход ФНС может быть полезен при выработке мер контроля и оценки контрагентов.

Чек-лист признаков, указывающих что контрагент не производил исполнение в пользу налогоплательщика >

Признаки, указывающие что контрагент не производил исполнение в пользу налогоплательщика, указаны в п. 6 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Чек-лист признаков умышленного налогового правонарушения по сделкам с «техническими» контрагентами >

Признаки умышленного налогового правонарушения по сделкам с «техническими» контрагентами, указаны в п. 7 и 8 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Чек-лист признаков того, что налогоплательщик знал или должен был знать о «техническом» характере контрагента >

Признаки того, что налогоплательщик знал или должен был знать о «техническом» характере контрагента, указаны в п. 14 и 15 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

«О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@) >

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовала разъяснение «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).

Разъяснение обобщает судебную практику и подходы налоговой службы к вопросу предела прав налогоплательщика (ст. 54.1. НК РФ). В разъяснении затронуты вопросы границы между допустимыми и недопустимыми схемами оптимизации налогообложения, схемы дробления бизнеса, налоговых последствий использования технических компаний, деловой цели сделок. Приведены примеры недопустимых искажений налогового учета.