Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) разъяснила критерии оценки операций, при определении права налоговых органов изменять, для налоговых целей, юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности, в Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
Несмотря на то, что сам документ довольно старый (2021 год), его выводы используются и в настоящее время.
Предусмотрено 4 основных критерия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, которые оцениваются налоговиками:
Оглавление
1) Имела ли место операция в действительности и получено ли исполнение по сделке налогоплательщиком (реальность операции)?
✔ Нет.
Нереальная операция в целях налогообложения не учитывается, иные критерии в отношении нее не оцениваются.
✔ Да.
Реально совершенные операции оцениваются на предмет их соответствия остальным критериям
2) Исполнено ли обязательства надлежащим лицом?
✔ Да.
Оцениваются иные критерии.
✔ Нет (исполнено иным лицом).
а) Если налогоплательщиком проявлена коммерческая осмотрительность и он не знал и не должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как "техническую" компанию и предоставлении исполнения иным лицом, то в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения.
Налогоплательщик имеет право на учет расходов и применение налоговых вычетов по НДС исходя из сведений, отраженных в документах (п. 20).
б) Имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что:
— налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности (умысел)
либо
— знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как "техническую" компанию, и об исполнении обязательства иным лицом (неосторожность).
Наличие оснований для уменьшения налоговой обязанности рассматривается с учетом формы вины, в зависимости от которой определяются предъявляемые к налогоплательщику требования о подтверждении им данных о действительном поставщике (подрядчике, исполнителе) и параметрах совершенных с ним операций:
— При встраивании "технической" компании или цепочки таких компаний (умысел) между налогоплательщиком и лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, повлекшее завышение расходов и вычетов по НДС, сумма расходов и налоговых вычетов, подлежащая учету, производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке (договорах, первичных документах, счетах-фактурах, платежных поручениях и т.п.).
Бремя доказывания размера документально не подтвержденных операций с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, лежит на налогоплательщике (п. 10).
— При непредоставлении налогоплательщиком сведений и подтверждающих их документов о лице, осуществившем фактическое исполнение, и действительных параметрах спорной операции налогоплательщик не вправе применять налоговые вычеты и учитывать расходы, понесенные по спорным операциям (п. 11).
— При установлении, что спорные работы не могли быть выполнены подрядчиком (услуги не могли быть оказаны исполнителем), и соответствующий результат был достигнут собственными силами налогоплательщика налоговым органом могут быть учтены расходы и налоговые вычеты по НДС в отношении подтвержденных налогоплательщиком операций по приобретению материальных и иных ресурсов, не связанных с оплатой труда, необходимых для достижения результата выполнения работ (оказания услуг) (п. 12).
При установлении, что налогоплательщик должен был знать об обстоятельствах, характеризующих деятельность контрагента и свидетельствующих о невозможности исполнения им обязательств (неосторожность), в ситуациях, когда отсутствует спор о факте осуществления расходов (п. 17).
— При установлении в ходе проверки лица, осуществившего исполнение, в результате исключения "технической" компании, встроенной в отношения между данным лицом и налогоплательщиком (цепочки таких компаний), учет расходов и налоговых вычетов сумм НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке (п. 17.1.).
— При невозможности установления лица, осуществившего исполнение, право на налоговый вычет сумм НДС не предоставляется (п. 17.2.). В отношении расходов подлежит применению расчетный способ определения налоговой обязанности.
3) Имеются ли искажения юридической квалификации операций, статуса и характера деятельности их сторон в целях налогообложения (действительный экономический смысл хозяйственной операции)?
✔ Нет.
Оцениваются иные критерии.
✔ Да.
Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.
Налоговые последствия операций определяются исходя из надлежащей правовой квалификации этих операций (прикрываемых операций). Прикрывающие операции в целях налогообложения не учитываются (п. 22).
4) наличие иной основной цели совершения налогоплательщиком операции, чем уменьшение налоговой обязанности (деловая цель).
✔ Да
Оцениваются иные критерии
✔ Нет
Налоговые последствия сделки не учитываются.
При разрешении вопроса о том, что именно являлось основной целью операции (достижение деловой цели, получение экономического эффекта или уменьшение налоговой обязанности), необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ (п. 25).
Рубрики:
Советуем прочитать
- Необоснованная налоговая выгода
- Необоснованное уменьшение размера налоговой обязанности (злоупотребление правом в налоговой сфере). Необоснованная налоговая выгода влечет неблагоприятные последствия для налогоплательщика в виде исключения ее результатов из расчета налоговых платежей и, соответственно, увеличения сумм налога, начисления штрафов и пени.
Должная осмотрительность при выборе контрагента в трактовке ФНС >
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) издала Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором привела практику применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Большое внимание в разъяснении уделено вопросу должной осмотрительности налогоплательщика, при выборе контрагента. Подход ФНС может быть полезен при выработке мер контроля и оценки контрагентов.
Чек-лист признаков, указывающих что контрагент не производил исполнение в пользу налогоплательщика >
Признаки, указывающие что контрагент не производил исполнение в пользу налогоплательщика, указаны в п. 6 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
Чек-лист признаков умышленного налогового правонарушения по сделкам с «техническими» контрагентами >
Признаки умышленного налогового правонарушения по сделкам с «техническими» контрагентами, указаны в п. 7 и 8 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
Чек-лист признаков того, что налогоплательщик знал или должен был знать о «техническом» характере контрагента >
Признаки того, что налогоплательщик знал или должен был знать о «техническом» характере контрагента, указаны в п. 14 и 15 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
«О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@) >
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовала разъяснение «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
Разъяснение обобщает судебную практику и подходы налоговой службы к вопросу предела прав налогоплательщика (ст. 54.1. НК РФ). В разъяснении затронуты вопросы границы между допустимыми и недопустимыми схемами оптимизации налогообложения, схемы дробления бизнеса, налоговых последствий использования технических компаний, деловой цели сделок. Приведены примеры недопустимых искажений налогового учета.