Требование о представлении пояснений


Требование о представлении пояснений - документ, направляемый налоговой службой, в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Комментарий

Требование о представлении пояснений - это документ, направляемый налоговой службой, в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Форма Требования о представлении пояснений утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Налоговый орган вправе направить налогоплательщику Требование о представлении пояснений в случаях:

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ).

2) При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).

3) При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).

4) При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки определен в ст. 93 НК РФ.

Примечание

1) Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (формат утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).

2) Если налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме (п. 5.1. ст. 23, п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ), то при получении Требования по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота такой налогоплательщик обязан в течение шести рабочих дней со дня его отправки налоговым органом передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме указанного документа.

В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме настоящего Требования в установленном порядке руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи квитанции о приеме может принять решение о приостановлении операций указанного лица по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Согласно пункту 3.1 статьи 76 Кодекса указанное решение отменяется не позднее одного рабочего дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса, квитанции о приеме настоящего Требования о представлении пояснений;

- день представления пояснений.

Ответственность за непредставление (несвоевременное представление) пояснений налоговому органу

Ответственность за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 статьи 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации установлена п. 1 ст. 129.1. НК РФ (см. ).

Автотребование по НДС

Декларация по НДС представляется практически всеми налогоплательщиками в электронной форме. Несовпадения в данных о счетах-фактурах продавца и покупателя приводят к тому, что налоговый орган формирует требования о представлении пояснений в электронной форме. Эти требования формируются программой ФНС (АСК НДС-2, АСК НДС-3) автоматически. Поэтому их называют как Автотребования (по НДС).

Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 "О требовании представить пояснения" указывает:

При выявлении налоговым органом противоречий, несоответствий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее - Расхождения), Вам будет направлено требование о представлении пояснений (далее - Требование).

При этом к Требованию прилагается перечень операций, отраженных Вами в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены Расхождения. Для определения причин возникновения Расхождений, по каждой записи, отраженной в приложении к Требованию, справочно указывается код возможной ошибки.

В отношении каждой операции может быть указан только один из четырех кодов ошибки, а именно:

- код ошибки "1" указывается в случае, если запись об операции отсутствует в декларации контрагента, либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

- код ошибки "2" указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 "Сведения из книги покупок" (приложением 1 к разделу 8 "Сведения из дополнительных листов книги покупок") и разделом 9 "Сведения из книги продаж" (приложением 1 к разделу 9 "Сведения из дополнительных листов книги продаж") декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).

- если указан код "3" - данные об операции между разделом 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур" и разделом 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур" декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);

- код ошибки "4" означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.

Таким образом, после получения Требования от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота Вам необходимо:

1. Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;

2. В отношении записей, указанных в Требовании, проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены Расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;

3. Представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;

4. Если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, представить пояснения с указанием корректных данных. Также рекомендуется представить уточненную налоговую декларацию. Пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Для направления пояснений в формализованном виде необходимо уточнить наличие такой возможности у разработчика (поставщика) Вашей бухгалтерской учетной системы или оператора электронного документооборота;

5. Если после проверки Вами корректности заполнения декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения Требования.

При представлении пояснений в адрес налогового органа Вы вправе, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 Кодекса, дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Напоминаем Вам, что в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении пояснений налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, установленного пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса может быть принято решение о приостановлении операций по Вашему банковскому счету.

В случае возникновения у Вас вопросов, связанных с полученным Требованием, Вы можете обратиться на форум на сайте ФНС России в сети Интернет (http://forum.nalog.ru/index.php?showforum=133), в территориальный налоговый орган по месту постановки на налоговый учет, либо в контактный центр ФНС России по телефону 8-800-222-22-22.

28.07.2017

Дополнительно

Камеральная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика