Письмо ФНС не может расширять круг лиц, обязанных представлять уведомления о контролируемых сделках


Дмитрий ИльиныхДмитрий Ильиных, частнопрактикующий юрист, Екатеринбург.

nalog-inform.blogspot.ru, Е-mail: ildman@list.ru, Телефон: 8-908-924-09-00


Письмо ФНС не может расширять круг лиц, обязанных представлять уведомления о контролируемых сделках (Постановление 7-го ААС от 09.09.2015 по делу № А27-7216/2015).

Налогоплательщик, являющийся агентом (комиссионером) в сделках, был привлечен налоговым органом к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за непредставление уведомления о контролируемых сделках за 2013 год, когда общий суммовой критерий для признания сделок контролируемыми составлял 2 млрд. руб.

Общий размер его комиссионного вознаграждения составил 292 239 273 руб. и не превысил суммовой критерий в 2 млрд. руб., действующий в 2013 году для внутрироссийских сделок между взаимозависимыми лицами.

Несмотря на это налоговый орган все равно решил, что налогоплательщик был обязан представить уведомление о контролируемых сделках. В обоснование своей позиции он сослался на письмо ФНС от 18.04.2014 N ОА-4-13/7549 "О заполнении Уведомления о контролируемых сделках", в котором, в частности, говорится о том, что «если контролируемая сделка совершена по договору комиссии или агентскому договору, в отношении которого применяются правила договора комиссии, обязанность представить Уведомление возникает у комиссионера, комитента и третьего лица».

В другом письме ФНС от 1 ноября 2013 г. N ОА-4-13/19652, на которое тоже ссылался налоговый орган, разъясняется каким образом заполняется уведомление, если обязанность представить Уведомление возникает (по мнению ФНС) у всех участников агентской сделки, а также сделки купли-продажи, заключенной во исполнение агентской сделки, например, в силу взаимозависимости Принципала, Агента и третьего лица.

Суды признали ссылку налогового органа на данные письма неправомерной, отметив следующее:

Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ОА-4-13/7549 "О заполнении Уведомления о контролируемых сделках" хотя и было размещено на сайте ФНС России 23.04.2014 и является обязательным для налоговых органов, указания на обязательность применения для налогоплательщиков не имеется.

Оно не опубликовано в официальных печатных изданиях, не зарегистрировано в Минюсте России.

Письмо ФНС России от 01.11.2013 N ОА-4-13/19652 также не было официально опубликовано и зарегистрировано.

Министерство финансов РФ, уполномоченное п. 1 ст. 34.2 НК РФ давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, письмо ФНС России от 18.04.2014 N ОА-4-13/7549 не утверждало, аналогичных разъяснений не давало.

Таким образом, письмо ФНС России от 18.04.2014 г. N ОА-4-13/7549 не может рассматриваться как изменяющее установленный НК РФ субъектный состав лиц, обязанных подавать уведомления. В частности, данная обязанность не может быть возложена на комиссионера, если по отношению к нему не соблюдается суммовой или иные критерии, установленные ст. 105.14 НК РФ.

Указание налоговым органом на то, что формой уведомления предусмотрены коды 023 (комиссионер), 024 (комитент), 027 (продавец), что свидетельствует о том, что сделки могут признаваться контролируемыми между комитентом и комиссионером, не может означать, что позиция, изложенная в письме ФНС России от 18.04.2014 г. N ОА-4-13/7549, правомерна.

Кроме того, суды пришли к выводу о том, что привлечение налогоплательщика к ответственности произведено налоговым органом с нарушением сроков.

17.10.2015

Дополнительно

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика