Открытый и закрытый перечни

Открытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого предусмотрено.

Закрытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого не предусмотрено.

Разъяснение

Термины "открытый перечень" и "закрытый перечень" часто используются юристами.

Открытый перечень - перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого предусмотрено.

Пример

Статья 264 налогового кодекса России определяет перечень прочих расходов, которые указаны в 48 подпунктах пункта 1. При этом последний, 49 подпункт включает: "другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией".

То есть перечень прочих расходов открытый.

 

Закрытый перечень - перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого не предусмотрено.

Пример

Статья 258 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет перечень амортизационных групп, В перечне указано 10 амортизиционных групп и его расширение не предусмотрено.

 

Пример

Статья 346.16 НК РФ определяет расходы для применения упрощенной системы налогообложения. В этой статье указан закрытый перечень таких расходов. На основании этого, контролирующие органы делают вывод, что любые расходы не указанные в этом перечне расходами для УСН не признаются. Так, например, Минфин считает, что расходы на управление не признаются при УСН (Письмо Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694).

 

Примеры из судебной практики

Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 677-О:

"По утверждению заявителя, пункт 1 части второй и часть третья статьи 413 УПК Российской Федерации определяют вновь открывшиеся обстоятельства лишь как неизвестные суду на момент вступления приговора или иного судебного решения в силу, устанавливая при этом их закрытый перечень, и не позволяют относить к числу таковых иные обстоятельства, в частности являющиеся основаниями для изменения или отмены судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядках."

Решение Суда по интеллектуальным правам от 26.02.2015 по делу N СИП-1053/2014:

"По мнению заявителей, приведенный в статье 13.1 Закона N 231-ФЗ перечень лиц, имеющих право на признание на территории Российской Федерации действия патента Украины, не является закрытым, в названной статье не указано, что к таким лицам могут относиться только те граждане Российской Федерации, которые получили гражданство на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ)."

Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 631-О:

"Статья 16.7 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за представление недействительных документов при совершении таможенных операций. Открытый перечень лиц, которые могут привлекаться к административной ответственности за совершение данного правонарушения, обусловлен различными формами договорных отношений между физическими и юридическими лицами, возникающими в связи с перемещением товаров через таможенную границу."

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.04.2015 N С01-334/2015 по делу N А68-2881/2014:

"В статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией."

Дополнительно

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь