Телеграм   Вконтакте

Законоположение

Законоположе́ние — обязательное правило, сформулированное в законе.

Законоположе́ние — Закон или совокупность законов в какой-нибудь области права. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова)

Законоположе́ние — Постановление закона. Группа законов, относящихся к какой-нибудь отдельной области права. По существующим законоположениям алименты могут взыскиваться как с отца, так и с матери ребенка. (Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова)

Разъяснение

Термин "законоположение" часто встречается в документах Конституционного Суда Российской Федерации.

Примеры употребления термина

Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2011 N 737-О-О "По запросу Октябрьского районного суда города Иваново о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 418 Таможенного кодекса Российской Федерации и по жалобе гражданина Шаплова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав данными законоположениями":

Рассматривая иск А.Б. Поленова и его ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности абзаца шестого пункта 3 статьи 418 Таможенного кодекса Российской Федерации, Октябрьский районный суд города Иваново, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации указанного законоположения в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определением от 15 декабря 2010 года производство по данному делу приостановил и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке его конституционности.

...

Октябрьский районный суд города Иваново, оспаривающий конституционность абзаца шестого пункта 3 статьи 418 Таможенного кодекса Российской Федерации, и О.Н. Шаплов, оспаривающий, помимо данной нормы, также конституционность абзаца второго того же пункта, утверждают, что эти законоположения, как предусматривающие выплату пособий должностным лицам таможенных органов, которые в связи с исполнением служебных обязанностей получили телесные повреждения, исключающие для них возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, лишь при наличии возбужденного уголовного дела, нарушают конституционные принципы социального государства, равенство всех перед законом, право на социальное обеспечение и государственную поддержку в случае болезни, инвалидности, а также запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и тем самым противоречат статьям 7, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

...

В связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" оспариваемые заявителями положения Таможенного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу со дня вступления в силу данного Федерального закона (данный Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 29 ноября 2010 года и вступил в силу по истечении одного месяца со дня опубликования). Между тем, поскольку в новом таможенном законодательстве (части 3 и 6 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), по существу, воспроизведены оспариваемые заявителями законоположения, их обращения в Конституционный Суд Российской Федерации могут быть признаны допустимыми.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 551-О-П "По запросу Октябрьского районного суда города Пензы о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и жалобе граждан В.А. Барышева, И.Ю. Брюхова и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением":

1. Октябрьский районный суд города Пензы, в чьем производстве находится гражданское дело по иску граждан В.А. Барышева, И.Ю. Брюхова, В.В. Бутусова, Ю.А. Демина, Е.И. Енгалычева и В.Н. Кайнова к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району города Пензы, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подлежащего применению при разрешении данного дела законоположения, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (подпункт 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ). Конституционность этого законоположения оспаривается также в коллективной жалобе граждан В.А. Барышева, И.Ю. Брюхова, В.В. Бутусова, В.В. Васьковского, Ю.А. Демина, Е.И. Енгалычева, В.А. Кабанова, Г.В. Кабанова, В.Н. Кайнова, А.А. Макушина и И.А. Некрытова.

...

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подпункт 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утратил силу. В настоящее время право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий закреплено подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", дословно воспроизводящим оспариваемое в обращениях законоположение.

Советуем прочитать

Конституционный Суд Российской Федерации