Аудит

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Регулирование аудита, аудиторской деятельности осуществляется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Часть 3 статьи 1 этого закона определяет:

"Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. ... под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация."

Суть аудита в том, что независимая аудиторская организация, которая специализируется на проведении аудитов (аудиторской деятельности), проверяет финансовую отчетность компании и выражает свое мнение в так называемом Аудиторском заключении. В этом заключении аудитор сообщает является ли бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверной или нет.

Если отчетность, по мнению аудитора, достоверна, то пользователи этой отчетности (акционеры, собственники, инвесторы, кредиторы) могут быть уверены в том, что отчетность достоверно отражает финансовое положение компании. Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности используются при принятии решения о покупке или продажи акций (долей) компании, выдаче займов и кредитов и т.д.

Конечно же, и аудитор может ошибаться. Такое в истории аудита бывало не раз. Так, крупнейшая некогда аудиторская компания подтвердила сфальсифицированную бухгалтерскую отчетность энергетической компании Энрон. Вскоре обман вскрылся и выяснилось, что Энрон неплатежеспособен и инвесторы и кредиторы получили огромные убытки. В итоге и аудиторская компания , допустившая ошибку была закрыта. Поэтому законодательство устанавливает особые требования к аудиторским организациям и ответственность за нарушения при проведении аудитов. Аудиторы обязаны применять стандарты аудиторской деятельности (Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации"). Это не может полностью исключить ошибки аудитора, но сокращает их вероятность.

Для проведения аудита, проверяемая организация заключает договор с аудитором, по которому проверяемая организация оплачивает услуги, а аудиторская организация проводит аудит. Заказать аудит организации может и не сама проверяемая организация, а иное заинтересованное лицо - например, головная организация, по отношению к той, которую проверяют. Но обычно договор заключается между аудитором и проверяемой организацией.

Слово "Аудит" от латинского слова audit — слушает. Иногда аудитом называют и иные виды независимых проверок. Так, независимую проверку выполнения экологических требований сторонней организацией называют Экологическим аудитом. Проверку применяемой архитектуры информационных технологий называют ИТ аудитом. Чтобы отделить такие виды аудита от собственно аудиторской деятельности, последнюю иногда называют Финансовый аудит.

Обязательный аудит

Законодательство устанавливает случаи, когда проведение аудита обязательно. Организация, которая подпадает под требования о проведении обязательного аудита, обязана ежегодно проводить аудит. Индивидуальные предприниматели не составляют бухгалтерской отчетности и, соответственно, аудит не проводят.

Случаи, когда проведение аудита обязательно, указаны в статье 5 "Обязательный аудит" Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

С 2021 года[ 1 ]:

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 федерального закона N 307-ФЗ):

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Кроме того, обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами К примеру, обязательный аудит установлен для следующих категорий налогоплательщиков:

— Саморегулируемая организация (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").

— Жилищные накопительные кооперативы (п. 1 ст. 54 Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"): Ведение кооперативом бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность кооператива подлежат обязательной ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором). Уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года шесть миллионов рублей.

— Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций», статья 7).

— Региональная гарантийная организация (Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статья 15.2).

— Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (часть 4 статья 18 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») — с 1 января 2017.

— унитарные предприятия, в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия (статья 26 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

До 2021 года:

Организация обязана проводить аудит, если:

— объем выручки от продажи (строка 2110 отчета о финансовых результатах) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей

или

— сумма активов бухгалтерского баланса (строка 1600 бухгалтерского баланса) по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Кроме того, обязаны проводить аудит акционерные общества и организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.

 

Иные организации, которые были обязаны проводить обязательный аудит (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ):

1. Обязательный аудит проводился в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Включение сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Организация, подлежащая обязательному аудиту, обязана включить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эта обязанность установлена частью 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (введена с 01.10.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ).

Сообщение должно быть с указанием сведений:

- идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)

- наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора

- идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)

- перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит

- периода, за который она составлена

- даты заключения

- мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

 

Внести сведения в Реестр необходимо в течение трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации). Если организация нарушит этот срок или не отразит сведения в реестре, то ее руководителя могут привлечь к административной ответственности (ч. 6 и 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

Для публикации сведений об аудите необходимо зарегистрироваться на сайте fedresurs.ru, уплатить пошлину и получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП).

Аудит организаций и госучастием, унитарных предприятий

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Ответственность за не проведение обязательного аудита

Ответственность за непроведение обязательного аудита установлена статьей 15.11. "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, понимается отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов (абзац 7 примечания 1).

Совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Аудиторская тайна

Аудитор, проводя аудит, получает много деликатной информации о клиенте. Поэтому закон устанавливает такое понятие как "Аудиторская тайна". Суть в том, что аудитор, сотрудники аудитора не имеют права раскрывать такую информацию, а если раскроют ее, то несут за это ответственность.

Аудиторская тайна регулируется статьей 9 "Аудиторская тайна" Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности":

1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос – ответ

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Обязан ли налогоплательщик представлять в налоговый орган аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью?


Примечания

1) изменения в законодательство внесено федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Советуем прочитать

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Налоговый аудит — оказание внешней организацией (или ИП) услуг, в виде выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам законодательства порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других обязательных платежей.

Аудиторы ведущих российских компаний

Аудиторы ведущих российских компаний, суммы контрактов и состав работ, по информации из открытых источников.


Стали известны суммы аудиторских контрактов с крупнейшими российскими компаниями (2020 г.)

Стали известны суммы вознаграждения, которые выплачивают крупнейшие российские компании аудиторам, за аудит 2019 года.


Изменены условия, при которых нужно проводить обязательный аудит (с 2021) >

С 1 января 2021 года изменены условия, при которых нужно проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности (Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

Так, существенно повышены порог доходов (до 800 млн. рублей) и сумма активов баланса (до 400 млн. рублей), при превышении которых организация обязана проводить обязательный аудит.

До изменений пороги для аудита составляли 400 млн. рублей (доходы) и 60 млн. рублей (сумма активов).

7 важных дела конца года для главбуха >

Конец года для бухгалтеров горячее время. Нужно подвести итоги года, проверить правильность отраженных операций, подготовиться к изменениям следующего года. Помимо этих задач, есть еще важные дела, которые должны быть сделаны.

Внешние ссылки

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации) (minfin.ru) - файл в формате word